Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 25 Октября 2021

Всё остальное в тени, ну извини

Всё остальное в тени, ну извини
05 Окт 2021 13:54 / Общество

«Какой у нас сейчас урок?»

«Технология»

«Ой-ё, бежим, нельзя опаздывать! Кирдык будет!»

Приходить вовремя, обязательно подготовленными, с выполненной «домашкой» – правила эти как непреложный обет знает и соблюдает каждый у кого урок, большинству памятный как «труд», вела когда-то или преподаёт теперь Елена Брыкова – гроза любого, кто посмеет усомниться в нужности и важности этой учебной дисциплины.

Елена Васильевна ни одно десятилетие разрушает сложившиеся стереотипы о том, что тут можно не готовиться, филонить, отдыхать и даже ничего не делать, доказывая: исключения из правил бывают. И жёсткие. Попробуй, скажи ей, что «технология» – это не предмет. Впрочем, поддавшись массовому заблуждению, такие находились.

– Труд не предмет? Да это жизненно важная, необходимая дисциплина. Окончив школу, ты можешь забыть химию с географией, но как помыть тарелку, как обращаться с ножом, вилкой, иголкой, как зашить, пришить, как и где нужно себя вести… – негодует педагог, слушая которого, на ум приходят строки из ироничной песни Пугачёвой: «всё остальное в тени, ну извини!».

Делаю попытку встать на сторону оппонентов, ребят. Рассуждаю с их позиции:

– Так в пику вам наверняка звучит: мы всё купим!

– Купите. Конечно! – охотно соглашается Елена Васильевна. – И утюг дорогущий, и даже гладильную станцию, но ведь ими тоже нужно уметь пользоваться, а еще – знать технику безопасности обращения с электроприборами… Вот вы всё купили, а неожиданно оторвалась пуговица. Попросит муж её пришить, но услышит отказ. Долго ли он станет терпеть всёпокупателя?

– А я замуж не пойду.

– Да не ходи. Ты туда не пойдешь, потому что тебя с таким подходом никто не возьмёт.

Гротескный диалог заканчивается общим смехом. И педагог признается, что чаще всего все в шутку и обращается. Потому на уроки к Брыковой идут, хотя и с опаской, но с удовольствием.

– Да и сама я мягче стала, – улыбается учитель. – Было дело, ко мне коллеги, подстрекаемые детьми, подходили, просили быть чуть добрее. А то, говорят, на уроках интересно, но страшновато. Я уступила. Хотя, если и ругаюсь, то исключительно по факту, за дело. Просто заставляю детей работать, учить.

– Криком?

– Отнюдь. Я редко кричу. За свою практику я такое наблюдение сделала: если повысить голос, то один раз, но так, чтобы это было страшно. Есть люди, от крика которых становится смешно, тогда это занятие без толку, а я почти басом разговаривать начинаю. Как однажды директор школы со смехом признался, у меня получилось даже его напугать.

– А он вам тогда не сказал, что так с детьми разговаривать нельзя?

– Сказал. Я парировала: а детям разве можно с учителем говорить по-хамски! Я хамства не терплю.

– С детьми всегда начеку быть надо?

– Ой, да! Однажды у меня ребята попытались вольно держаться, как будто на прогулке где-то или в цирке, в зоопарке. Я им возьми, и скажи: если вы считаете, что можете себя вести так неадекватно, то принеси мне справочку из больницы о том, что вам так можно, и я вам всё буду позволять. Представляете, как мы смеялись, когда директору школы через какое-то время позвонили из поликлиники с недоумевающим вопросом: какую справку нужно дать ребенку для уроков труда?

– То есть выдохнуть, отдохнуть не получается?

– Совсем наоборот. Есть немало классов, к которым идешь на занятия как на отдых, в том смысле, что детям интересно заниматься, а значит и мне с ними. Вот к вопросу о том, что и ученики не воспринимают всерьез предмет. Они, конечно, хотят вывести меня на разговор на отвлечённые темы. И по наивности думают, что у них это получается, а по факту я, общаясь с ними, прохожу запланированную программой тему.

Елена Васильевна – педагог-многопрофильник. Окончив спортфак пединститута, в 1983 году пришла в школу, где пару лет поработала учителем физкультуры. Говорит, преподавала бы и дальше, если не проблемы со здоровьем.

– Зима. Лыжи. У меня уроки в две смены. Пока у одних инвентарь собрала, другим вручила, поехали заниматься. Из тепла в холод, да всё время в куртке. Постоянно простывала, а потом и серьезней проблемы

начались. У меня каждый зимний сезон оканчивался больницей. Вот и поняла, что не стоит, – рассказывает педагог.

Потом были группа продленного дня и работа в начальной школе, затем – труд и даже изобразительное искусство.

– Мне всё это было интересно. Так что с ребятами мы можем говорить на самые разные темы. И тоже регулярно слышу: зачем мне знать то или это. Например, изучаем мы архитектурные элементы, говорим про капители. Обязательно кто-нибудь да спросит, чаще мальчишки: какая мне с того радость? Я им предлагаю ситуацию: идешь ты с девушкой, увидел здание с колоннами и обращаешь её внимание на тип архитектурной композиции, на капители, определяешь, какая она: дорическая, ионическая, коринфская. И в глазах своей спутницы ты уже умный человек, с тобой интересно, с тобой есть о чём поговорить. Ты её завоевал…

– Разобрались, зачем всё это им. А вам? – вопрос-провокация возымел нужный эффект мгновенно. Собеседница от возмущения вскидывает брови.

– А зачем я тогда в школе?! Просто отсидеть и получить деньги?! Я так не могу! Я работаю! Вот меня в строгости обвиняют, в нетипичном для учителя технологии поведении, может быть даже в том, что я не люблю детей. Я со всем этим не согласна. Я их, наверное, наоборот, слишком люблю, потому что держу в ежовых рукавицах. Знаете, есть такое выражение: чем больше любишь – меньше балуй. Вот настоящая любовь предлагает больше запретов и знает слово «нет». Мои выпускники теперь часто подходят поблагодарить за жесткие требования, а их дети уже подготовлены к тому, что «технология» – самый важный предмет. Хотя, всё же нет. Тут я лукавлю про самый важный. Я абсолютно убеждена – важен каждый предмет.



Арсений АБУШОВ

Сергей КИРЕЕВ



Читайте также

Медаль шофера Смирнова
20 Окт 2021 10:02 / Общество

«При совершении марша в назначенный пункт (г. Тула) из села Сине-Тулица (теперь этот населенный пункт относится к Большой Туле. – Прим. ред.) во время налета вражеской авиации на автоколонну действовал смело и решительно». Это выдержка из наградного листа на малоизвестного участника обороны оружейной столицы Александра Смирнова.

Читать »
Трактора, московские мастера и яичная скорлупа
20 Окт 2021 09:47 / Общество

В этот раз наша репортерская группа отправилась в село Горшково Ясногорского района – взглянуть на, увы, недействующую церковь во имя Святого Славного Воскресения Христова. Подходы к ней заросли деревьями (кстати, они давно оккупировали и крышу) и кустарниками. Внутри под ногами битый кирпич и стекляшки, пластиковые бутылки, тряпки, сигаретные пачки, пакеты. К некоторым стенам приставлены иконы – значит, заходят сюда не только сорить. Старинные росписи не сохранились, но зато то тут, то там видим современные «автографы», «пароли» и признания: «Коля+Даша=любовь», «Пиковая дама», «Вера, Вася, Оля, Славик», «Уголь» и даже самокритичное «Мы свиньи».

Читать »
Спасительница душ лохматых
19 Окт 2021 17:25 / Общество
Если в любом другом веткабинете вас встретит милый ветеринар, или стенд со снимками спасенных собачек, или стеллажи со вкусняшками, то здесь посетителей привечает и провожает кот Тишка. Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 



1

1

Наш Twitter



СМИ: TI71 СВИДЕТЕЛЬСТВО о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-80498 от 1 марта 2021 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор) Учредитель: ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71»
Главный редактор Крымова П.И. Тел. редакции +7 (4872) 76-56-00 Адрес эл. почты ti71@tularegion.org 12+ Все права на материалы, опубликованные на сайте ti71.ru, принадлежат ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя