Общество

19:06, 30 января 2017

Взрослая любовь к детским книгам

 Юлия ГРЕЧЕНКОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Надежда Толстоноженко считает: для того чтобы стать дельным человеком, необязательно много читать. Впрочем, она не пробовала, ведь  была библиотекарем всю жизнь, без попыток побега. Не потому, что это тихая, непыльная работа, а по причине настоящей любви – к книгам.

Открыла их для себя очень рано и в нежном детстве все время проводила, уткнувшись в страницу.  С тех пор перечитано много всего, но именно к детской литературе особая привязанность. И она в который уже раз берет в руки томик Паустовского или Пришвина, да и вообще без ложной скромности может сказать, что детские книжки прочла, наверное, все на свете.
Ее смешит вопрос о том, какая была самой-самой тогда, в школьные годы.
– Конечно, «Тимур и его
коман­да», здесь не может быть двух мнений. Мы все ее обожали, – улыбается женщина.
Она окончила столичный МГИК, работала заведующей детской библиотекой в Донском. Потом перешла на другое место и трудится там уже 32 года – с 1985-го. Учреждение, созданное для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в наши дни получило статус общеобразовательной школы №1. Что логично, ведь только у четверти из почти 200 воспитанников  нет родителей. С недавнего времени здесь не осталось общеобразовательных классов, только коррекционные. Сюда направляют «трудных» детей, отстающих в учебе.
– 30 с лишним лет назад тут жили 360 детей, и читали они все много, – рассказывает Толстоноженко.
Библиотечный фонд – внушительный, но тем тяжелее было принимать хозяйство. Оно оказалось совершенно не систематизированным, томики стояли на полках как попало, не было разделителей, формуляров. Не один день ушел на то, чтобы привести все в порядок. В дальнейшем работа велась уже над тем, чтобы разнообразить абонемент, заказывать последние новинки. Так, на одной из книжных полок стоит вся серия про Гарри Поттера. Только, на удивление, успехом она тут не пользуется. Надежда считает, что это оттого, что книжки толстые, внушительные, а большие объемы пугают здешних детей.
– Бывает, рассказ легкий и простой, а напечатан крупным шрифтом и занимает много страниц, что ребят пугает, – сетует библиотекарь. – Чтение – это труд, а листать на планшете картинки или смотреть видео куда проще.
Впрочем, ее пример зара­зителен, и Надежда готова без конца пересказывать детям прочитанные книги, чтобы заинтересовать. Той же цели служат бесконечные конкурсы, викторины и литературные вечера. Тут придумали даже соревнование на лучшего чтеца. Причем, чтобы победить в нем, недостаточно иметь массу записей в формуляре, нужно еще рассказать библиотекарю, о чем была книга.
При этом Надежна Егоровна считает, что необязательно много читать, для того чтобы быть человеком хорошим и неглупым. Знания приобретаются в беседах, в путешествиях.
Надежда и мужа нашла себе под стать – книгочея. С теплом и ностальгией вспоминает теперь нелегкие времена тотального дефицита, когда пустые полки были и в продуктовом, и в книжном. За каждым изданием стояли в очереди всю ночь напролет. Проглатывали его за считаные часы, а потом обсуждали, спорили в разы дольше, чем читали. Супруг Надежды Егоровны был большим умницей, интеллигентом, но тяготел в основном к технической, научной литературе. А она любила художественную – стоило лишь заглянуть под обложку, пробежать глазами пару абзацев, как реальный мир переставал существовать, Надежда растворялась в параллельной вселенной, закованной в переплет.
– Даже когда болею, книга – мое лучшее лекарство и избавитель от страданий, именно по той причине, что она так захватывает меня, – признается библиотекарь.
Книги – главный элемент ее домашнего интерьера. И дочь нет-нет, а поругается: «Мама, ну опять везде книги!». Хотя, признается Надежда, на самом-то деле ее дочка и сын такие же любители чтения.
Даже непрочитанное еще издание ей говорит куда больше, чем многим другим, кто проштудировал ее вдоль и поперек. Знакомство с книгой – так она говорит всем детям, которые приходят в ее библиотеку, – начинается  с выходных данных и содержания, с обложки.
– Я всегда считала, что лучший подарок – это книга. А особенно, если у нее красивая обложка, – рассказывает Толстоноженко. – Помню, как в детстве мне подарили очередную книгу и я не могла удержаться, чтобы скорее не отнести ее в школу, показать другим детям, – новенькую, красивую. Меня тут же стали просить: «Дай почитать». Я, конечно, согласилась, но предупредила: «Только, чур, аккуратно!»
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему