Общество

20:42, 03 декабря 2012

«Ядерные солдаты»

Годовое собрание Тульского регионального отделения Комитета ветеранов подразделений особого риска России проходило в обстановке как никогда грустной. Во-первых, за последнее время ушли из жизни 88 его представителей. Во-вторых, проблем у местной организации накопилось столько, что о них говорили на протяжении нескольких часов…Сегодня на учете в областном отделении числятся 206 «ядерных солдат» – именно так ветераны именуют сами себя. Почему? Дело в том, что все они в разные периоды послевоенной истории страны напрямую были связаны с ядерным оружием. Так, 73 туляка служили на Семипалатинском полигоне, 60 человек участвовали в Тоцких учениях, пятерых в свое время судьба забросила на полигон Капустин Яр... А еще есть среди «рискованных» людей подводники.
По словам председателя совета ветеранов регионального отделения организации Александра Помельникова, в России очень долго отсутствовала нормативная база, которая содержала бы государственные социальные гарантии в отношении военно­служащих, чье здоровье подорвано радиацией. Более того, участники закрытых для общественности спецмероприятий давали подписку о неразглашении военной тайны – и потому годами не рассказывали об испытаниях или авариях ни близким, ни врачам. Поэтому не устанавливалась причинно-следственная связь развивающихся тяжелых заболеваний. То, что инвалидность или преждевременная смерть наступила от радиоактивного воздействия, никто и нигде не подтверждал. Как результат – военнослужащий не мог воспользоваться льготами и компенсацией за причинение вреда здоровью, а его родственники не имели права рассчитывать на поддержку от государства…    
Разорвать этот замкнутый круг удалось после того, как в Министерстве обороны рассекретили информацию, а наиболее активная часть ветеранов взялась бороться за свои права. К сожалению, и на пенсии «ядерные солдаты» вынуждены «воевать».
– Чтобы подтвердить ветеранский статус, «семипалатинцы», подводники и представители прочих пострадавших категорий военнослужащих самостоятельно должны обращаться в различные инстанции и суды. Без квалифицированной юридической поддержки делать им это крайне сложно.  Некоторые обивают пороги годами! А люди-то уже в возрасте, у многих  зачастую сразу несколько весьма серьезных хронических заболеваний. Кто-то умирает, так и не дождавшись положительного решения, – возмущался Александр Иванович.
Даже постоянного помещения, необходимого для того, чтобы время от времени собираться и обсуждать насущные проблемы, «рискованные» ветераны в нашем регионе вот уже почти 15 лет не имеют. То в военкоматах встречаются, то в каких-то организациях. Где-то пускают всего на пару часов,  при этом «на особых условиях» – мол, стойте тихо в коридоре, телефоном не пользуйтесь, о компьютерах и не мечтайте…
Выслушав коллег, участник годового собрания Тульского отделения Комитета ветеранов подразделений особого риска России Валентин Савин выступил с предложением активизировать борьбу за свои права,  начав ее как раз с решения вопроса о предоставлении  организации здания, в котором можно было бы открыть Дом тульских ветеранов.
Сергей МИТРОФАНОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий