Общество

19:01, 05 августа 2014

Юрист-танкист

 Сергей МИТРОФАНОВ
 Из архива Александра Тарарушкина

Александр Тарарушкин работает юристом, а на досуге увлекается военно-исторической реконструкцией. Он стал первым туляком, которому разрешили прокатиться в составе экипажа невероятно огромного советского танка Т-35 на фестивале «Поле боя – 2014».
Три пушки и шесть пулеметов
Специально к этому мероприятию уникальную бронемашину, хранящуюся в музее в подмосковной Кубинке, отреставрировали и поставили на ход.
– Любопытный факт: сейчас в России члены многих военно-исторических клубов развернули массовое строительство легких и средних танков. Я думаю, что лет через пять-десять их будет хоть пруд пруди, – улыбается наш собеседник. – Энтузиасты используют различные варианты: делают «бронемашины» либо полностью из современных материалов, либо с вкрап­лениями оригинальных деталей. Однако у кого-то может быть только один бронелист настоящий, а все остальное – новодел. А у других родных деталей – аж семьдесят процентов. А вот тот Т-35, в котором я ехал, – никакая не копия (их вообще никто пока не делал), а реальный танк тридцатых годов выпуска.
В последнее десятилетие «тридцать пятые» стали невероятно популярными. О них пишут книги и статьи, им посвящают сайты и компьютерные игры. При этом о «сухопутных линкорах» (каждый заводской экземпляр весил аж пятьдесят тонн и имел три пушки и шесть пулеметов) эксперты отзываются если не пренебрежительно, то довольно сухо.
Техника для парадов
– Это ведь были по большому счету танки для парадов, а на войне, случись поломка или замаячь впереди овраг, экипажу только и оставалось что «героически» бросить железного «товарища» и подорвать, –  продолжает наш собеседник.
Исследователи констатируют: десятки гигантских танков ушли в небытие уже в 1941-м, так толком и не повоевав и быстро превратившись в банальный металлолом. Правда, один трофейный экземпляр немцы перевезли в Германию и даже применили против советских солдат, штурмовавших Берлин. В целом же о каких-то фантастических успехах Т-35 на полях сражений говорить, увы, не приходится…
Дом на гусеницах
– На фестивале «Поле боя – 2014», проходившем в Московской области, мы реконструировали один из эпизодов начального периода войны. Я переоделся в форму танкиста и залез внутрь, – вспоминает  Тарарушкин. – Причем идея использования Т-35 в «сражении» имела и сторонников, и противников.
Последние сетовали: мол, этот танк – единственный в мире, а каждый его выезд с территории музейной стоянки – определенный износ техники. А деталей запасных взять негде, потому что их нет в принципе. Как бы то ни было, взвесив все «за» и «против», музейщики все-таки отважились выкатить «броненосца», показав его публике и реконструкторам.
– «Двухэтажный дом на гусеницах» на удивление быстро завелся и очень шустро, без болтанки,  пошел на «немцев», – делится впечатлениями наш земляк. – Те, кто наблюдал со стороны, говорили потом восторженно: «Да-а, это было величественное и незабываемое зрелище». Что же касается меня, то я сражения не видел вообще и даже не слышал. У меня же, по сути, было состояние кочегара линкора, вступившего в бой: вроде «плыву» и «воюю», но при этом все проходит как бы и без моего участия. Но при этом ощущения все равно непередаваемые, ведь ты вживую соприкасаешься с такой диковинной техникой, которая была когда-то одним из символов советской эпохи.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему