Общество

09:00, 03 октября 2014

Задраить люки!

 Людмила ИВАНОВА
 Максим ПРЯХИН

Тех, кто прошел через уроки НВП советской школы, словом «бомбоубежище» не удивишь. И всякие «дегазации», «дезактивации» и «системы вентиляции» нам тоже не в новинку. Больше всего поражает то, что помещения, которые были призваны спаcать людей в случае боевых действий или ядерной катастрофы, в Тульской области сохранились. И в принципе, готовы к тому, чтобы использоваться по назначению.

Боеготовность превыше всего

– Я работаю начальником отдела по делам ГО, ЧС и пожарной безопасности пять лет, – рассказывает представитель одного из тульских предприятий Николай Прилуков. – К счастью, до меня эту должность занимали бывшие офицеры, которые очень хорошо понимали значимость подобных сооружений для защиты рабочих. Очень радует, что это осознает и нынешнее руководство, ведь бомбоубежище всегда нужно поддерживать в «боеготовном» состоянии…
Два лестничных пролета спускают нас под землю. Узкий коридор с бегущими по стенам трубами отдаленно напоминает отсек подводной лодки, и команда Николая Аркадьевича «Задраить люки!» совсем не вызывает удивления. Впрочем, взвод моряков отсутствует, и тяжелую дверь он закрывает сам.
– Это шлюзовая камера. Здесь можно стряхнуть с себя радиоактивную пыль, вытереть лицо и руки, – объясняет начальник отдела гражданской обороны. – Нажимаем кнопку звонка, открывается еще одна герметичная дверь, и нас пропускают в убежище.
Длинный коридор ответвляется множеством помещений. Бомбоубежище рассчитано на 840 человек. В случае опасности – а это может быть не только ядерная война, о которой так много говорили советским школьникам на уроках начальной военной подготовки, но и химическая угроза, которая сегодня еще чаще упоминается в учебниках основ безопасности жизнедеятельности юных россиян, – здесь можно прожить трое суток.
Пять кило спасения
Сооружение особого назначения было введено в строй в 1982 году. Все системы обеспечения – емкости для воды, дизель-генератор, вентиляционные системы – закладывались строго по науке уже при строительстве. Есть здесь и пункт управления с рациями и телефонами, откуда ведется связь с внешним миром и цехами предприятия. Имеется и специальная комната, где в случае серьезных происшествий может заседать комиссия по чрезвычайным ситуациям.
Конечно, трехсуточное автономное существование было бы невозможно без продуктов, туалетов и спальных мест, но и они имеются в наличии. Есть даже классы для проведения занятий, где представлены защитные костюмы, специальные книжки и приборы дозиметрического контроля.
– У нас еще и пожарная команда имеется, и санпост, – добавляет Николай Аркадьевич.
Оба коллектива по случаю проводимого в области месячника гражданской обороны располагаются рядышком и готовы кинуться спасать объекты и людей хоть в тот же миг. Но журналисты не усердствуют и просят только «затушить» импровизированный пожар в конце коридора, с чем бравые парни справляются вполне успешно. А представительницам санпоста предлагают… вывернуть наизнанку санитарные сумки, потому что минутой раньше Николай Прилуков обмолвился, что их содержимое стоит не меньше десяти тысяч рублей и не каждое предприятие позволяет обеспечить своих медиков вот таким набором жизненно важных средств.
С вопросом: «Чего же тут на десять тысяч положили?» – склоняемся над горкой всевозможных пакетов.
– Это сумка самой новой комплектации 2014 года, – тут же поясняет начальник санпоста Наталья Уланова. – Пять килограммов спасательных средств. «Лепестки»-респираторы, противогаз, шприцы различного размера и салфетки, конечно, не самое дорогое из содержимого. А вот на это стоит взглянуть. В маленьком пакетике лежит спасательное покрывало, оно используется для охлаждения или обогрева пострадавшего. Все зависит от того, какой стороной накрыть человека – серебристой или золотистой. А это пакет со специальным составом, который при легком ударе превращается в кусок льда. А тут – специальный порошок, помогающий остановить кровотечение. Достаточно насыпать его на рану и зафиксировать бинтом…
Люминесцентное ноу-хау
– Самое главное, что наши медики и пожарные знают не только теорию, – уверен начальник отдела. – Занятия и учения среди пожарных и санпостов тульских предприятий проводятся регулярно – область-то промышленная, а от техногенных катастроф – к примеру, ядовитых утечек, пожаров на заводах или разливов цистерн с опасным грузом на железной дороге – никто не застрахован.
– Ну а это наше ноу-хау, – говорит Николай Аркадьевич и… гасит свет. Окон в подземелье нет, коридор сразу погружается в темноту, но в тот же миг на стенах появляются бледно-зеленые полосы люминесцентных лент. Их наклеили специально для того, чтобы в случае выхода из строя электроосвещения можно было без труда ориентироваться в помещении и не разбить головы о выступающие щиты.
– Отсиделись люди в бомбоубежище три дня. А потом что? – интересуются журналисты.
– Потом согласно инструкции происходит эвакуация в загородную зону. А там уже свой начальник ГО и ЧС…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему