Рекламный баннер.

Общество

20:00, 23 сентября 2014

Заколочено ли окно в Европу?

Заколочено ли окно в Европу?
Границы, конечно же, открыты, но что происходит на рынке туристических услуг? Воображение рисует картину заколоченного досками окна. Вроде бы и пролезть можно, и препятствий никто не чинит, но никаких гарантий, что все получится. Потому как, оплатив тур, потенциальный путешественник сильно рискует стать пострадавшим… от банкротства турфирмы.
Потребовать от операторов создать фонд персональной ответственности намерен министр культуры России Владимир Мединский. Такое заявление он сделал на заседании Общественной палаты страны.
– Туроператоры будут обязаны предоставлять финансовое обеспечение в размере минимум 100 рублей с туриста, – сказал Мединский.
Величину взносов должна установить ассоциация «Турпомощь», компенсационный фонд которой, по мнению чиновника, будет преобразован в резервный. Логика министра очевидна: кассу взаимопомощи нужно пополнять. По его словам, с начала массовой приостановки деятельности туроператоров ассоциация израсходовала почти все деньги. На сегодня резерв составляет порядка 30 миллионов рублей.
– С 16 июля по 19 сентября «Турпомощь» перевезла свыше 36 тысяч клиентов обанкротившихся фирм, – сообщил Мединский.
Напомним: с середины лета прекратили свою деятельность более 15 компаний. Среди них такие известные фирмы-долгожители, как «Нева», «Роза ветров Мир», «Идеал-Тур», «Лабиринт», «Южный Крест», «Верса». В Российском союзе туриндустрии говорят о 130 тысячах пострадавших. Статистики по тулякам, оставшимся без отдыха, нет. При этом турагенты областного центра отмечают заметный спад спроса на путевки.
– Это почти катастрофа для нас! Люди боятся. Желание летать за границу отдыхать есть, но страх пересиливает, – рассказывает сотрудница турфирмы, согласившаяся прокомментировать ситуацию на условиях анонимности. – Я не могу и не стану никого уговаривать покупать путевки. Страшно самой. Раннее бронирование теперь вообще потеряло всякую актуальность. Если раньше уже в августе мы распродавали порядка 15 процентов новогодних туров, то сейчас, в конце сентября, ни одного не забронировано. При этом операторы не снижают цены, а просто снимают самолеты с рейсов.    
В первую очередь люди боятся остаться без денег. Ведь в соответствии со статьей 17.5 ФЗ «Об основах туристской деятельности», если размер денежных средств, подлежащих выплате страховой компанией, превышает сумму финансового обеспечения туроператора, то «удовлетворение требований осуществляется пропорционально суммам денежных средств, указанным в требованиях к сумме финансового обеспечения». Что же это означает на практике.
По словам тулячки Марии Николаевой, пострадавшей от банкротства компании «Ланта-тур», ей возместили только половину стоимости путевки. И это еще очень приличный показатель. Как сообщает сайт www.profi.travel, сумма требований туристов «Лабиринта» к страховой компании «ВСК» превысила 1 миллиард 800 миллионов рублей, что в 15 раз больше размера финобеспечения тур­оператора – 120 миллионов рублей. Вот эти-то 120 миллионов и будут разделены между всеми обратившимися к страховщику туристами, но не поровну, а пропорционально к стоимости их тура.  Математические расчеты говорят, что вернут несостоявшимся путешественникам не более 6,6 процента от стоимости путевки. Процент этот может оказаться и того ниже, ведь еще не все пострадавшие обратились к страховщику. Но это уже вряд ли сильнее расстроит людей. 66 рублей с тысячи – практически ничто!
Однако, по мнению ряда аналитиков рынка, если от фактов банкротства не застраховаться, то сохранить свои деньги, потраченные на путевку, вполне можно. Один из крупнейших тур­операторов страны стал предлагать клиентам новую услугу – расширенную страховку от невыезда, включающую риск приостановки деятельности туроператора. Цена вопроса – 5 процентов от стоимости путевки. Компенсацию при наступлении страхового случая несостоявшиеся путешественники получат, если финансовых гарантий туроператора не хватит для выплат возмещения стоимости путевки в полном объеме. Страховщик просто доплатит оставшуюся часть.
В публикуемом пресс-релизе туроператор называет услугу новым продуктом, максимально гарантирующим сохранность вложений клиентов в свой отдых. Аналитики профессионального туристического портала поясняют: новизна заключается в том, что ранее страховщик предлагал такого вида страхование только прямым клиентам и в своих офисах. Теперь же туристы смогут застраховаться в офисах агентств – партнеров туроператора.
Сама компания уверяет, что обойдется такая страховка дешевле, чем если турист сам придет к страховщику. Однако на практике все оказалось иначе…
Во-первых, обзвонив с десяток страховых компаний Тулы, ни в одной не согласились финансово обеспечить путевку на случай банкротства туроператора.
– В связи со сложившейся ситуацией никто за это не возьмется, – откровенно ответила менеджер по телефону.
Во-вторых, 5 процентов – это страховка с франшизой, которая составляет 15 процентов от цены тура. Иными словами, франшиза – это та сумма, которую никто ни при каких обстоятельствах не вернет. Со 100 тысяч рублей потеря будет 15 тысяч.  
Остается неясным, готовы ли сами туристы оплачивать риски банкротства тур­оператора.
– Страховщики как бы транслируют: родные наши сограждане, мы понимаем ваше беспокойство и мы дадим вам гарантию, но, конечно, за дополнительные деньги, – прокомментировал инициативу порталу Tourdom.ru Олег Хигер, директор по продажам другого крупнейшего игрока на рынке туристических услуг. Расширенное страхование он назвал маркетинговым ходом.
Другие же аналитики отрасли, напротив, уверены, что на фоне общей нервозности для многих потенциальных путешественников подобная страховка станет стимулом к приобретению тура и дополнительной гарантией безопасности отдыха. Возможно, это вернет доверие к отрасли.
Итак, нарисованная запуганным воображением туриста картина осталась почти неизменной. Однако потенциальный путешественник теперь понимает, что в принципе, потратив немного денег, он может вооружиться гвоздодером – страховкой – и окно для себя открыть. С одним только «но»: гвоздодер далеко не везде можно приобрести. Потратив немалое количество времени, сил и нервов, вырвавшись на почти выстраданный отдых, в мозгу путешественника рождается идея:
– А зачем мне посредник? Зачем туроператор и тур­агент? Окно-то, получается, я сам себе заколотил! Сам смогу все оформить и заказать!
Но это уже совсем другая история. Как пишут  в зарубежных триллерах: to be continued…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему