Общество

09:00, 14 марта 2014

Защита мобильных потребителей

Защита мобильных потребителей
 Мария УСТИНОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

В этом году девиз Всемирного дня защиты прав потребителей, отмечаемого 15 марта, звучит так: «Соблюдение нашего телефонного права! Справедливость для мобильных потребителей». Мы решили узнать, от каких афер чаще всего страдают  абоненты и как операторы мобильной связи могут не дать клиентов в обиду.

Без сотового – никуда
За последние пятнадцать лет мобильник из атрибута красивой жизни превратился в неотъ­емлемую часть быта любого горожанина. В мире общее число пользователей сотовых услуг приближается к 7 миллиардам. Рынок мобильной связи стремительно развивается: еще несколько лет назад телефон с двумя симками был в диковинку, а сейчас – есть у каждого второго. У многих и вовсе по нескольку сотовых: на один звонят коллеги, на другой – домочадцы, на третий – друзья.
В Управлении Роспотребнадзора по Тульской области рассказали об основных обязанностях, возложенных на операторов связи. Во-первых, абонент должен иметь возможность звонить в экстренные службы круглосуточно и бесплатно. К примеру, право связаться с полицией или «скорой» предоставляют даже тем, кто ушел в глубокий минус. Во-вторых, оператор обязан обеспечить качественное информационно-справочное обслуживание своих пользователей. В call-центре ответят на любой вопрос, связанный с услугами сотовой связи: о тарифах, бонусах, задолженностях и остатке на лицевом счете. Кроме того, оператор принимает к сведению жалобы о технических неисправностях, из-за которых возникают помехи мобильной связи. Более того, оперативно устраняет их.
Если  пользователь «наговорил» на кругленькую сумму, не торопился расплатиться с долгами  и  в наказание был заблокирован,  связь должны восстановить в течение трех дней после того, как он ликвидирует задолженность. Кстати, абонент имеет право в любой момент в одностороннем порядке расторгнуть договор – при условии оплаты оказанных услуг связи.
Специалисты тульского Роспотребнадзора подчеркивают, что оператор не вправе навязывать абоненту никаких дополнительных услуг, за которые придется платить отдельно. Каждый сам для себя решает, получать, к примеру, ежедневное СМС с прогнозом погоды или нет.

Ваш номер заблокирован
Но даже если мобильный оператор все свои обещания перед абонентом сдержит, это еще не означает, что потребительские права последнего не будут нарушены. В последнее время аферисты все чаще используют для своих уловок сотовую связь.
Сотрудники одного из операторов мобильной связи, предоставляющего свои услуги в Тульской области, рассказали,  что лишь за второе полугодие 2013 года компании пришлось вернуть своим пользователям, пострадавшим от мошенников, 980 тысяч рублей.
– Один из самых распространенных способов «отъема средств» – вынудить человека перезвонить по номеру, стоимость звонков на который обходится иногда в  150 рублей за минуту, – поясняет специалист по связям с общественностью одного из мобильных операторов Маргарита Евдокимова. – Однажды абонент получает тревожное сообщение: например, «Ваш номер заблокирован, за подробностями обратитесь в службу техподдержки». Рядом указан номер телефона – обычный, десятизначный. Те, кто повнимательнее, конечно, заподозрят подвох, но многие все принимают за чистую монету, звонят или отправляют СМС и, как итог, теряют крупную сумму денег. Для того чтобы защитить абонентов, мы запустили специальную систему  – теперь, когда владелец мобильника пытается перезвонить на сомнительный номер, соединение просто обрывается, а деньги со счета не списываются…

Мама, положи денег
Еще один популярный способ надувательства –  СМС-рассылки от других абонентов. У этой нехитрой аферы есть масса вариаций. Например, сообщение о якобы выигранном автомобиле, путевке в жаркие страны или, на худой конец, телевизоре.  Для получения приза, гласит «письмо счастья», надо лишь перечислить «дарителю» определенную сумму под видом уплаты налога. Естественно, что чаще других жертвами «развода» становятся дети и пенсионеры.
– Большая часть жалоб наших абонентов связана с подобными мошенническими сообщениями, – говорит Евдокимова. –  Примерно 53 процента таких СМС содержат ложные обращения из банков: дескать, ваша пластиковая карточка заблокирована, чтобы решить проблему, перезвоните нам. Чуть меньший процент «писем» просят перейти по ссылке на мошеннический сайт, остальные убеждают пополнить баланс того или иного телефона. К примеру, пару лет назад многие туляки получали СМС с текстом: «Мама, это мой новый номер, положи денег»…
Чуть более изощренная схема махинаций строится с использованием коротких номеров. У каждого оператора есть перечень четырехзначных телефонов, позвонив на которые, можно узнать о подключенных услугах или балансе. Незанятые короткие номера скупают мошенники. Если пользователь, делая запрос, ошибается и набирает телефон, принадлежащий аферистам,  с большой вероятностью в ответ ему придет анекдот или прогноз погоды, а со счета спишут деньги.
– Около 5 процентов всех обращений, которые поступают в нашу техподдержку, – о коротких номерах, – констатирует Евдокимова. – А еще недавно их было намного больше. Все дело в том, что  в конце прошлого года четырехзначные телефоны, владельцы которых не заключили договор с оператором, были отправлены в черный список…

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий