Общество

09:19, 30 сентября 2016

Зеленый музей

 Юлия ГРЕЧЕНКОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ
Пособие по дендрологии
Крапивенский лесхоз-техникум находится на самом деле в селе Селиваново недалеко от Щекина. С какой стороны к нему ни подбирайся – попадешь в лесные заросли. Старинный парк, относившийся к барской усадьбе (в ней позже располагалась администрация техникума, но потом переехала) сменяется дендрарием. Первые деревья здесь высадили в 1972 году, а пятью годами позже дендрарий был признан памятником природы и взят под особую охрану.
Этот ботанический сад – преемник самого старого в нашем регионе. Его история началась в 1888 году, когда еще не было техникума с его сотнями студентов, а в Ярцеве открылась первая в регионе лесная школа – там учились 16 человек. Практику они проходили в Крапивенском лесничестве и в питомнике, где за каждым школяром была закреплена своя грядка. За ее содержание выставлялись отметки – как за экзамен. Дендросад здесь заложили в 1929 году – он стал живым пособием по дендрологии – науке о деревьях и кустарниках. Растения высаживались хаотично, и представители флоры с разных континентов оказывались здесь соседями. В годы Великой Отечественной войны работы в саду прекратились, и многие породы погибли, хотя позже, в мирное время, коллекция даже расширилась.
А потом техникум переехал в Селиваново. Перевезти дендрарий с собой, конечно, было невозможно. Поэтому на новом месте его начали обустраивать с нуля. Растения там сгруппированы так, что есть участки Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Японии и Китая, а также Северной Америки. За всеми зелеными экспонатами ухаживают студенты. Работа здесь не переводится: нужно удалять старые деревья и выкорчевывать молодую поросль, полоть траву, расчищать дорожки…
Сейчас в Крапивенском лесхоз-техникуме три специальности: «Лесное и парковое хозяйство», «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования», а также «Садово-парковое и ландшафтное строительство». Обучение бесплатное, и поступать сюда приезжают ребята со всей области. Из трех студентов, которые пошли с нами прогуляться в дендрарий, двое – туляки.
– Я только и слышу, что жители района мечтают уехать в областной центр. А по-моему, делать там нечего, и о том, что перебрался сюда, я ничуть не жалею, – признается четверокурсник Анатолий Черников. – Дендрарий знаю как свои пять пальцев, и мало что может быть лучше, на мой взгляд, чем прогулка по лесу.
Желудь больше яблока
У дуба, завезенного из Северной Америки, гигантские желуди с острым «носиком». Заведующая дендросадом Татьяна Марчук говорит, что американские дубы не такая уж редкость, и в тульском ЦПКиО одна из главных аллей засажена именно ими. Дубы растут долго и достигают огромных размеров. Самое крупное и старое дерево в дендрарии вряд ли смогут обхватить даже три человека. Вопреки расхожему мнению, для того чтобы определить возраст растения, совсем необязательно его срубать и считать годовые кольца. Заинтересовавшиеся щекинским дубом-старцем сотрудники Московского института географии приезжали несколько лет назад и исследовали древесину при помощи специального бура. Правда, результатов «опыта» в лесхоз-техникуме так и не дождались.
Удивительно, но желудь североамериканского дуба намного крупнее сибирского яблока. Они в эту пору поспели и обильно осыпаются под ноги – оранжево-красные, размером даже мельче вишни.
– Есть не советую – слишком терпкие, – пре­дупреждает Татьяна. – Съедобными становятся после того, как их прихватят морозы. В целом в условиях Сибири плодам трудно вызреть. Да и вообще тульский регион – последний, где яблоки можно выращивать в промышленном масштабе. Даже в соседней Московской области климат для этого слишком холодный.
«Семь вкусов»
В уголке Дальнего Востока вьются настоящие лианы. Лимонник китайский прекрасно адаптировался к условиям средней полосы. Богатая зелень, но плодов не видно, что неудивительно – их скорее всего съели студенты.
– Лимонник является природным энергетиком: напиток из него будет обладать тонизирующими свойствами, – поясняет Марчук. – Китайцы называют его «семь вкусов», ведь если хорошенько и вдумчиво разжевать ягоду, можно почувствовать массу оттенков – от кислого до горького с хвойными нотками.
Другая лиана – актинидия коломикта –относится к тому же виду, что и киви, и ее плоды, в общем-то, имеют аналогичный вкус. А растущий по соседству амурский виноград слишком мелкий и терпкий, чтобы его есть.
По ветвям маньчжурского ореха скачет упитанная белка. Его плоды чуть мельче, чем у грецкого, орех скрывается под плотной зеленой мякотью, сильно пахнущей и липкой.
– Если вам интересно попробовать, пойдемте лучше к ореху Зибольда: у него тоньше скорлупа и крупнее ядра, – предлагает Марчук.
Бархат амурский – можно сказать, дальневосточный аналог африканского пробкового дерева. Он получил свое название за теплую, как бы бархатную поверхность коры. У взрослых деревьев ее толщина может достигать 7 сантиметров. Из нее не делают винные пробки – зато с успехом используют как изоляционный материал.
Растения Японии и Китая требуют особого ухода: на зиму их приходится укрывать, чтобы не померзли. Но все равно красно­книжный японский клен, листья которого к осени становятся пурпурными, у нас выглядит как кустарник, тогда как на родине вырастает в настоящее дерево.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему