Общество

15:57, 08 ноября 2022

Железный порядок на железной дороге, или Тульская полиция 112 лет назад

Железный порядок на железной дороге, или Тульская полиция 112 лет назад

Околоток, обер-кондуктор, унтер-офицер, граммофонные пластинки… Все это уже давно вышло из употребления, исчезло из обихода, потому как действительно все течет, все меняется. А вот преступность была и, увы, все еще остается. В преддверии празднования Дня сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, который отмечают 10 ноября, мы заглянули в Государственный архив Тульской области, где заказали папку с отчетами Тульского отделения Московского жандармского полицейского управления железных дорог за 1910 год – и сейчас вы поймете, что неспроста нами выше упомянуты и обер-кондуктор, и пластинки.

 

 

Все в дом – даже шпалы!

Ох, хватало в те царские времена ворья и в поездах, и на станциях. Чуть ли не на каждой странице сообщается об их «подвигах»! Одни обчищали спящих или подвыпивших пассажиров. Другие обносили товарняки. Третьи и вовсе не брезговали что-нибудь утянуть даже из туалета, заодно устроив там кавардак – как это, например, случилось 6 ноября 1910 года. В тот день со станции Пахомово пришла досадная весть: кондуктор поезда № 7 Мартьянов заявил о похищении из уборной вагона I класса белой полотняной салфетки стоимостью 50 копеек. И там же кто-то «разбил фарфоровую клозетную чашку, стоящую 32 руб­ля». Попутно отметим, что и сами работники железной дороги не всегда были на высоте. Что говорить, если 11 сентября на станции Тула во время стоянки поезда его проводник Волошин «смел мусор из вагона III класса на платформу в сторону стоящего курьерского поезда». Ай-ай-ай, как не стыдно, вы ж не бродяга какой бестолковый, чтоб вот так мракобесить! Ну да вернемся к нашим воришкам.

 

15.02.1910. Станция Лазарево. Крестьянин Бордашев задержан на станции Щекино за кражу кошелька с 28 руб­лями у пассажира поезда № 3 Карпова во время его сна в вагоне III класса на перегоне ст. Засека – Щекино.

 

17.02.1910. Станция Паточная. Крестьянин Кулагин задержан за кражу 4 руб­лей 71 копейки, похищенных им на перегоне ст. Тула – Паточная из вагона III класса поезда № 7 у пассажирки Щепкиной.

 

24.04.1910. Станция Тула. Крестьянин Новосильского уезда Нижнезалегощенской волости Демьян Поляков, будучи в нетрезвом виде, заявил о краже у него сумки с увольнительным солдатским билетом и паспортной книжкой двумя неизвестными мужчинами, с которыми он пьянствовал в зале на станции Тула. Фамилии неизвестных и приметы личности указать не мог. Принятыми мерами к розыску похитителей таковых не оказалось.

 

04.10.1910. Станция Черепеть. Начальник ст. Ханино заявил о краже из пакгауза 3 пудов 20 фунтов колбасы, 2 пудов 34 фунтов выделанной кожи и 21 фунта табаку махорки, всего на сумму 140 руб­лей. Произведенным расследованием в краже уличены ремонтные рабочие Ефанов (Еспанов?) и Юсин.

zheldorvor.jpg

 

29.11.1910. Станция Тарусская. Пассажир поезда № 9 вагона III класса рядовой Тульского военного лазарета Кузнецов заявил, что у него во время сна на перегоне Лопасня – Свинская неизвестно кто похитил лакированные сапоги с резиновыми галошами, стоящие 15 руб­лей.

 

07.12.1910. Станция Кресты. Мещанка г. Тулы Фролова заявила, что у нее из квартиры через посредство взлома замков похищены 75 руб­лей, 39 граммофонных пластинок и разные мелкие вещи; подозрение указала на телеграфиста ст. Кресты Трусова, причем в квартире Трусова был произведен обыск, но из означенных вещей ничего не обнаружено.

 

А как вам такой эпизод? Наглецы не стеснялись выбирать себе в жертвы даже служивых. 4 ноября на станции Тула рядовой II Псковского полка Юрковский задержал на платформе крестьянина Елецкого, который при посадке в вагон вытащил из кармана шинели военнослужащего кошелек с 7 руб­лями. «При задержании Елецкий деньги возвратил, но в краже не сознался» – ну не хам? Кто-то охотился на железке за чужими накоплениями, а кто-то промышлял ее имуществом. 26 апреля со станции Паточной сообщили: крестьянин села Рахманово Сергиевской волости (ныне Плавский район) Иван Быков заявил, что у его односельчанина Алексея Тимофеевича Пузакова «в окнах и в дверях избы из железнодорожных шпал сделаны притолоки; произведенным обыском в доме крестьянина Пузакова оказалось в избе на дверях и окнах притолоки действительно были построены из шпал и признаны дорожным мастером 30-го околотка Жуковым принадлежащими железной дороге».

5NODCp0K5mM.jpg

 

Ураган опрокинул…поезд

Надо сказать, что тогдашние стражи порядка фиксировали в сводках и различные ЧП. То 19 мая почтовый поезд на 39-й версте на перегоне Дубна – Веригино Лихвинской железной дороги задавил двух телят, принадлежавших крестьянину села Веригино Гришакину, то начальник станции Тарусская проинформировал начальство о том, что при разгрузке щебня с поезда № 101 на 118-й версте «сшибло кондуктора означенного поезда Рождественского паровозом поезда № 102, вследствие чего тот получил серьезное повреждение здоровья». Ну тут хоть выжил человек. А вот 16 апреля получили печальную весть со станции Лазарево: шедший по путям ремонтный рабочий 26-го околотка службы пути Шляхин «был настигнут поездом № 502 и сшиблен, в бессознательном состоянии был доставлен в Тульскую железнодорожную больницу, впоследствии, не приходя в сознание, умер». И огненная стихия периодически могла разбушеваться. Так, 13 марта около станции Тула в железнодорожном здании, занимаемом пекарней буфетосодержателя этой станции Антошина, произошел пожар от горевшей висячей лампы «Молния». В результате обгорели стены, потолок и оказались испорченными «62 пуда пшеничной муки, 300 французских хлебов и 29 ржаных хлебов». Убыток – аж 1200 руб­ликов.

 

22.03.1910. Станция Скуратово. Машинист поезда № 9 Двадцатов, следуя с паровозом 347 на стоянку в депо, несмотря на предупреждение стрелочника, что на главном Курском пути стоит поезд № 70 и огражден сигналами, войдя на путь, паровоз своевременно не остановил и врезался в хвост поезда № 70, чем значительно поврежден багажный вагон.

 

25.03.1910. Станция Чернь. В проходивший по 291-й версте поезд № 5 в окна вагонов были брошены камни. Дознанием выяснилось, что камни были брошены проходившими учениками школы деревни Вязовна, но виновные не установлены.

 

08.04.1910. Станция Тула. Обер-кондуктор поезда № 8 Давыдов передал револьвер системы Смита-Вессона, заряженный пятью боевыми патронами, за № 50021 и заявил, что таковой был найден на полу вагона кондуктором Ширвинским. Владелец револьвера обнаружен.

 

28.04.1910. Станция Скуратово. Крестьянин Орловской губернии и <Орловского> уезда Лавровской волости Никанор Поздняков, 17 лет, задавлен насмерть паровозом Бп24 под управлением машиниста Егорова; произведенным дознанием выяснилось, что Поздняков во время стоянки поезда № 6 стоял около паровоза и, испугавшись свистков, даваемых с паровоза поезда № 6, стал перебегать путь, по которому проходил упомянутый паровоз, каковым его тут же задавило.

 

28.04.1910. Станция Чернь. Крестьяне села Медвежьего Чернского уезда Абросимов и Трофимов явились на станцию в нетрезвом виде и произвели нарушение тишины и порядка, Абросимов и Трофимов были удаляемы со станции два раза.

14.06.1910. Станция Дубна. На 60-й и 61-й верстах неизвестно кем порвана и похищена с двух пролетов телеграфных столбов проволока.

 

14.07.1910. Станция Скуратово. Машинист Скребнев проехал с поездом по неготовой стрелке № 16, вследствие чего две платформы сошли с рельс, повреждений не оказалось.

 

16.07.1910. Станция Тула. Крестьянин Ливнев в пьяном виде шатался с ножом в руках по станционным путям и производил буйство со стрелочниками.

 

20.07.1910. Станция Дубна. На перегоне Ханино – Суворово на 85-й версте Тула-Лихвинской железной дороги налетевшим ураганом был опрокинут пассажирский поезд № 4; причем 11 пассажиров, в том числе и служащие железной дороги, получили незначительные повреждения.

 

19.08.1910. Станция Щекино. Унтер-офицер Панин задержал солдата Цукермана, бежавшего из 12-го пехотного Великолуцкого полка.

 

30.08.1910. Станция Скуратово. Унтер-офицером Ивановым задержан 13-летний мальчик Ковалевский, бежавший от родителей из г. Харькова.

30.09.1910. Станция Скуратово. Начальник депо Гамбургер заявил, что на 10-м деповском пути на стрелке № 38 паровоз Оп39 сошел с рельс ввиду неправильного переведения стрелки № 38 стрелочником Лариным.

 

02.10.1910. Станция Скуратово. На 268-й версте Московско-Курской железной дороги под откосом найден труп крестьянина Степанова; смерть покойного последовала от замерзания.

 

14.10.1910. Станция Тула. Машинист паровоза Он № 16 Взнуздаев выехал из депо в склад топлива для набора угля и наехал на вагончик, груженный рельсами и брусьями, вследствие чего и произошло повреждение паровоза и вагончика.

 

Нефть на рельсах, а краска на пальто

И уж куда без конфузов! 1 мая начальник тяги Николаев передал: на перегоне между ст. Тула – Рвы на 6-й версте от губернской столицы «неизвестными злоумышленниками намазаны рельсы жирным веществом, вследствие чего у пассажирского поезда № 4 при буксовании от кривошипа отломился палец заднего ската». Диверсия? Началось расследование происшествия. И выяснилось: «злоумышленной порчи рельсы в данном случае не было, а если рельсы и оказались слегка смазанными жиром, то по всему вероятно от нефти, капавшей от одного из проходившего паровоза». Ну и ну. Да что там нефть – вон какая беда приключилась у пассажиров Матасова и Крутнова, прикативших в пряничную столицу. По прибытии оба пожаловались: у них «попорчены польта (так в тексте. – Прим. ред.) от краски вагона». А между тем одно пальто стоило 35 руб­лей, а второе – 25. «Произведенным осмотром оказалось, что краска на откидной полке дивана была потерта и незасохшей». Чем кончилась история с испоганенными «польтами» – не указано.

Тула – город, как известно, оружейный, поэтому периодически в нем постреливали. В том числе и на железной дороге. Одно такое ЧП было зафиксировано на станции Тула, где служащий буфета I и II классов Карасев на рабочем месте по неосторожности прострелил себе же средний палец левой руки и поранил левую ногу. «Револьвер ему, Карасеву, дан был для осмотра служащим при буфете Мигалиным, последний получил его от служащего Савина, – говорится в архивных документах. – Савин, будучи в услужении у торговца Грязнова, похитил револьвер и продал его упомянутым служащим». На этой же самой станции произошел и такой эпизод – дело было 11 апреля: в зале III класса у крестьянина Константинова отобрали револьвер системы Нагана с семью патронами. «Дознанием устанавливается, что револьвер ему дал агент Тульского сыскного отделения Степушкин». Ох, не так уж прост был этот крестьянин Константинов… Чем он занимался, раз владел стволом, остается только догадываться.

 

03.03.1910. Станция Лазарево. Рабочий 24-го околотка службы пути Бурмистров задавлен насмерть неизвестным поездом на 221-й версте.

 

22.03.1910. Станция Лазарево. Пассажирка поезда № 10 Иванова заявила о краже у нее неизвестной женщиной из кармана платья носового платка с 20 руб­лями денег и проездным билетом III класса от станции Таганрог до станции Буя на перегоне Горбачево – Паточная.

 

23.05.1910. Станция Дубна. На 76-й версте на рельсы были положены три шпалы, которые скоро были замечены машинистом проходящего поезда Усовым, вследствие чего никаких несчастий не произошло. Шпалы были положены крестьянскими мальчиками села Колонтаево Федором (12 лет), Емельяном (11 лет) и Петром (11 лет) Дретиными, Владимиром (10 лет) Семкиным и Абрамом (11 лет) Ереминым.

 

04.07.1910. Станция Скуратово. На 245-й версте с поезда № 7 по собственной неосторожности упал пассажир этого поезда крестьянин Казанцев, правая нога его попала под колеса (мужчине раздробило ступню. – Прим. ред.).

 

03.09.1910. Станция Пахомово. Помощник начальника станции Ильинский заявил, что на обгоночном пути при маневрах поезда № 221 повреждены четыре товарных груженых вагона и один медицинской службы вследствие неправильно переводимой стрелки № 11; порчи пути и несчастья с людьми не было.

 

04.09.1910. Станция Чернь. На переезде 288-й версты Московско-Курской железной дороги паровозом товарного поезда № 71 разбило при проезде пролетку извозчика крестьянина Бобровского.

 

20.09.1910. Станция Паточная. При выгрузке из вагона № 28727, прибывшего за исправными пломбами станции Елец с контрольным знаком 3-481, оказалась недостача груза 478 штук арбузов, следовавшего по накладной (неразб.) – Паточная за № 1904.

 

23.09.1910. Станция Паточная. Помощник начальника станции Смирнов заявил, что при маневрах в пределах станции Паточная от состава товарного поезда № 240 оторвались несколько вагонов, которые покатились назад и наехали на маневровый паровоз ОН6 с четырьмя вагонами, причем от толчка повреждены пять вагонов.

 

30.09.1910. Станция Тула. На 184-й версте Московско-Курской железной дороги вследствие отсутствия на стрелке № 4 необходимых принадлежностей состав поезда из маневрующего (так в тексте. – Прим. ред.) паровоза и двух вагонов сошел с рельс; несчастий с людьми не было, путь и состав получили незначительные повреждения.

 

02.10.1910. Станция Черепеть. Начальник ст. Лихвин Красноярский заявил, что 1 октября в 7 часов вечера двумя злоумышленниками было произведено покушение на ограбление станции, которое им было отбито.

 

12.10.1910. Станция Тула. Пассажир, прибывший с поездом № 76, крестьянин Селиверстов заявил, что неизвестный мужчина выдал ему сдачу с руб­ля, в которой оказался фальшивый полтинник, причем неизвестный тут же был им задержан и назвался крестьянином Романовым и фальшивую монету взял обратно, а взамен выдал ему настоящие деньги.

 

21.10.1910. Станция Тула. На запасном пути при маневрах свалился с рельс товарный вагон № 13817; сход с рельс произошел вследствие неосторожности составщика Терещенко.

 

07.11.1910. Станция Тула. Пассажир поезда № 12 вагона III класса крестьянин Гусаков заявил, что у него во время сна на перегоне ст. Орел – Тула неизвестно кем похищены из-под дивана резиновые галоши, стоящие 3 руб­ля.

 

10.11.1910. Станция Тула. Унтер-офицер 12-го Финляндского стрелкового полка Голубев заявил о краже или утере при следовании в поезде № 9 между ст. Москва – Тула кошелька, в котором находились 15 руб­лей и два воинских бланка на проезд от ст. Тула до Выборга.

 

14.11.1910. Станция Тула. Унтер-офицер Дейнекин в зале III класса заподозрил трех человек, намеревающихся совершить кражу у пассажиров, которые им были задержаны и назвались Кульковым, Савиным и Поргиновым; при обыске у Поргинова найдена фальшивая монета 15 копеек достоинством.

 

Как знать, а не пригодятся ли эти отчеты более вековой давности нашим любителям документального кино или писателям? Ведь приоткрытое нами архивное дело – фактически готовый остросюжетный сценарий. Согласитесь, ничего выдумывать и не надо!

Сергей МИТРОФАНОВ
Михаил ЛЕОНТЬЕВ



0 комментариев
, чтобы оставить комментарий