Общество

11:30, 22 июля 2021

Женился? На каторгу!

Брачная процедура в сегодняшние дни выглядит довольно просто: влюбленная пара подает заявление в органы ЗАГС, причем, все чаще – в электронном виде; выбирает дату росписи, ставит в известность друзей и родителей, причем, последних, как правило, – в последнюю очередь… Многим и в голову не приходит – заглянуть в паспорт своему суженому или объявить о решении жениться всем жителям микрорайона. А между тем были времена, когда желание вступить в брак оборачивалось целой эпопеей…

Брак под лупой и микроскопом

– Хоть и говорится, что браки совершаются на небесах, их оформление на земле издавна была хлопотной процедурой как для брачующихся, так и для священников, поскольку требовала большого труда и даже была сопряжена с уголовной ответственностью, – рассказывает директор Государственного архива Тульской области Дмитрий Николаевич Антонов.

На Руси за неделю до совершения брака жених был обязан уведомить священника о своем имени и имени невесты, фамилиях или прозвищах, чине или состоянии. Кроме того, священник проверял знание церковных заповедей и молитв. А самое главное – был обязан соблюсти все предбрачные предосторожности, иными словами, совершить оглашение и брачный обыск.

Оглашение – это опрос присутствующих, который проводился в церкви трижды при большом скоплении народа. Его целью было получение сведений о препятствиях к браку, которые утаили жених и невеста. Кроме того, оглашение означало торжественное объявление о желании повенчаться и имело свое юридическое значение как мера против тайных браков. Это же действо было прилюдным обещанием жениться, отказ от которого – по жалобе невесты – мог быть уголовно наказуемым.

Стоит отметить, что последний срок сообщения священнику о препятствиях к браку наступал в момент венчания. Позже оглашение было заменено печатным или письменным объявлением. Архаичность оглашения стала очевидной только к концу девятнадцатого века, когда активизировалась миграция и в проведение церковных опросов само собой сошло на нет.

Найти и обезвредить

А что же такое брачный обыск? Это еще одна из форм предварительного исследования законности брака. Венчание без обыска не проводилось!

Вся эта сложная процедура оформлялась на особых листах, а потом и в специальных книгах. , которые выдавались в каждую приходскую церковь. Сам же брачный обыск включал аж восемь пунктов, обстоятельства которых должен был исследовать священник: звание и состояние, место жительства, возраст, отсутствие плотского и духовного родства, семейное положение, взаимное согласие, согласие родителей или опекунов и, наконец, имеющиеся письменные документы.

ГАТО_256_1_2234_0001_2_0002_1.JPG

Чем же могло воспрепятствовать браку, к примеру, звание и состояние? А вот чем: не разрешалось вступать в брак состояние монашества или архиерейства; если шла речь о желании вступить в брак во второй раз, то он не мог быть зарегистрирован, если с пропажи первого супруга не прошло пяти лет или же первый брак был расторгнут из-за супружеской измены. Указом Петра I запрещался брак с безумными (в церковном законодательстве этот пункт отсутствовал). Кроме того, запрещался брак между удельными крестьянами и помещиками. Священным Синодом делалась пометка на безбрачие осужденным, если те умудрились побывать под венцом целых три раза, а еще – студентам – до окончания курса наук! Препятствием для вступления в брак могло быть вероисповедание. С мусульманами брак запрещался вовсе. А вот браки православных и неправославных христиан допускались в том случае, сели последние подавали подписку о несклонении супруга в свою веру.

Что же касается места жительства, то ровно 300 лет назад запрещались браки иноприходных, то есть принадлежащих к разным церковным приходам. Здесь стоит отметить, что в XVIII веке в тульских приходах значилось от силы 400 человек. В XIX веке эта цифра возросла до 1300. По сути, сегодня эта цифра означает среднее количество жителей тульской девятиэтажки. Запрет был снят только в конце XIX века, причем сам собой, по той причине, что люди стали чаще покидать родные места…

Старушенция в… 20 лет

Брачный возраст – отдельная история. Если до XVIII века разрешалось вступать в брак совсем юным созданиям – девочкам с 12 лет, а парням с 15, то Указом Петра Великого был установлен новый брачный возраст: 20 лет для юноши и 17 лет для девушки. Впрочем, эту норму удавалось обходить даже в период царствования Петра. А вот закон для гардемаринов, который полагал вступать в брак не раньше 25 лет, соблюдался безоговорочно, иначе грозило суровое наказание: женился – отправляйся на каторгу!

Позже, в середине XIX века, достаточным возрастом для вступления в брак стали 18 лет для мужчины и 16 лет для женщины. Если обнаруживалось, что молодых повенчали до достижения установленного возраста, то мужа и жену разлучали – до совершеннолетия. А после этого снова венчали. По сравнению с Россией, в Европе складывалась другая ситуация: там средний возраст вступающих в первый брак был более поздним.

Подтверждением молодых браков стали сведения из метрических книг, которые хранятся в Тульской архиве. К примеру, девушки прихода села Трасна, что неподалеку от Щекина, стремились выйти замуж как можно раньше: пик браков приходился на 17 лет, а позже найти мужа становилось целой проблемой: в 20-21 год девушка считалась перестарком! В возрасте до 19 лет замужем уже были 70 процентов всех вступивших в брак. Максимальный возраст женщины, пошедшей под венец в первый раз, равнялся 36 годам, и это был единственный случай на приход! Дела мужчин обстояли иначе: возраст активной женитьбы был более «демократичным» – с 19 до 30 лет.

Кстати, ограничения касались не только минимального возраста, но и максимального. К примеру, отказывали в венчании, если желавшему пойти под венец было больше 80 лет.

 

«Вот тебе помои, умойся!»

Разница в возрасте супругов – значимый, но малоизученный факт. Своеобразная оценка этому аспекту видится в словах из необрядовой песни того времени:

«Да и Бог тому дал, кто себе ровню взял,

А моя голова ни за ровню отдана;
Как бы сто рублей занять,
Себе ровню взять!..»

Наиболее распространенными были браки, где разница в возрасте супругов составляла 1-2 года, самая большая зафиксированная разница между мужем и женой составляла 28 лет, между тем обычным явлением было отличие в 10-15 лет.

Нелюбовь и неприязнь молодой жены к старому мужу часто находила воплощение в народных песнях, в том числе в песне «Во поле береза стояла», знакомой многим из нас с детства, но дошедшей до слушателя без самых важных куплетов:

«Стану в балалаечку играти,
Стану я старого будити:
«Встань ты, мой старый, проснися,
Борода седая, пробудися!
Вот тебе помои, умойся!
Вот тебе рогожка, утрися!
Вот тебе лопата, помолися!
Вот тебе борона, расчешися!..»

Именно в песнях порой подчеркивалось, что выбор делала вовсе не невеста, а, скорее, ее родители:

«…Матушка меня родила,
Не собравшись с разумом, замуж отдала,
Замуж отдала за неровнюшку,
За неровнюшку в чужу сторону»
В чужу сторонушку — во лиху семью».

«Не давай меня, батюшка, замуж,
Не давай, государь, не за ровню,
Не мечись на большое богатство,
Не гляди на высоки хоромы:
Не с хоромами жить — с человеком…»

Объяснение неравного брака могло крыться и в причинах нравственного характера:

«Полно те, девка, на конторской двор ходить,
Перестань, душа, конторщика любить!
Уж и так про нас худа слава лежит».
От худой славы девка замуж ни пошла, —
Вышла замуж за старого старика».

Тут стоит сказать и о случаях, когда старшей была жена. Во второй половине XIX в приходе села Тросна в 6 процентах случаев наблюдалась именно такая картина. Впрочем, и здесь идет речь о «ровне», ведь разница в возрасте составляла от силы год или два. И был только один случай, когда мужчина взял жену на 10 лет старше него.

Конечно, предпочтительным фактом всегда была молодость супругов, ведь такие ценности как физическая сила, работоспособность и здоровье были очевидными, основополагающими и… требовали компенсации противоположной стороной. В этой ситуации мужчина должен был платить, а женщина – терпеть…

vasilij-pukirev-neravnyj-brak-fragment-e1605114124497.jpg

Василий Пукирев. "Неравный брак"

Женюсь-ка я на крестнице! Или не женюсь?

Плотское и духовной родство и свойство было настолько запутанным и сложным, что часто представляли для священников практически нерешимую задачу. Чтобы не путать и наших читателей, скажем, что тут все было очень строго: запрещались браки между двоюродными родственниками, между отцом и женой сына, браки отца и сына – с двумя сестрами, между крестными и их воспреемниками…

Кроме того, согласно Кормчей книге, которая была напечатана в России в 1653 году, разрешалось вступать в брак не более трех раз. Между тем ранее этот закон не действовал, примером этому был царь Иван Грозный. Кстати, в практике Тульской губернии не известны случаи венчания четвертых браков…

Развод по справке

А каким же образом мог прекратиться тот или иной брак? Конечно же, разводом или смертью супруга. Законодательно разводы допускались в следующих случаях: при ссылке одного из супругов, при безвестном отсутствии больше пяти лет; жена воина могла вступить в брак только получив справку от военного начальства, что ее супруг умер; при физической неспособности мужа, но не ранее трех лет после вступления в брак и с предоставлением справки от доктора.

Кроме того, разрешался развод при измене одного из супругов, причем до конца XIX века виновный осуждался церковным судом на безбрачие. И, наконец, допускался развод при уходе мужа и жены в монастырь, однако только в том случае, если у них не было детей или последние были устроены.

Двубрачие было запрещено по закону. Тех же, кто нарушал эту норму, отправляли в ссылку…

Ну а в Государственном архиве Тульской области, который любезно предоставил нам уникальную информацию, все браки «свободные и равные», в том плане, что ко всем документам, начиная с XIX века, имеется свободный и равный доступ исследователей, будь то именитый специалист, студент или простой туляк, который хочет получить самые точные сведения о жителях своего города, своего села, или о своих давних предках.

 

Ох, уж этот Бернардо

В приходе села Кочаки Крапивенского уезда Тульской губернии по метрическим записям с 1756 по 1915 годы был заключен 3601 брак, из которых 14 приходились на троекратные со стороны жениха! К примеру, впервые в истории прихода в 1844 году третьим браком венчался Ермила Антонов (Антонович) Зябрев, один из зажиточных крестьян Ясной Поляны, ставший героем эпистолярного наследия Льва Толстого.  Жениху тогда было 42 года, а его спутнице 30 лет, и она венчалась вторым браком. Что касается женщин, то третьим браком венчались всего 3 женщины, и все они внесены в книгу в 1912 году, что само по себе является очень интересным фактом.

Самые молодые – пятнадцатилетние браки для женихов – были популярны в начале XIX.  В 1760 году был зафиксирован брак с 11-летней девочкой. 35 браков 13-летних невест можно насчитать на рубеже XVIII-XIX веков. Позднее столь ранние браки были запрещены.

Самый возрастной брак оказался у некоего Бернардо Ивановича, 61 года, он женился во второй раз, а проживал в Казначеевке, соседней деревне с Ясной Поляной. Бернардо Иванович женился 1887 году на тулячке, некой Анне Егоровне Тарасовой. Для нее это был первый брак. Интересно, что самыми «старыми» невестами оказались две женщины в возрасте 51 года, а их вторыми половинками стали женихи в два раза моложе – из деревень Озерок и Ясенок.


Людмила ИВАНОВА

ФОТО: Геннадий Поляков

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий