Общество

09:00, 19 февраля 2016

Звериное столовье

 Юлия ГРЕЧЕНКОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

В нашем регионе сотрудники охотхозяйств круглый год подкармливают лесных зверей, чтобы те в поисках пропитания не разбрелись с угодий. Однако зимой, особенно такой снежной, как эта, паек приходится удвоить.

Кормушка на снегу
– Во время обильных снегопадов животным в лесу тяжело не только искать корм, но и в принципе передвигаться – как и людям, в общем-то, – поясняет старший инспектор областного комитета по охоте и рыболовству Василий Медведев.
Кабан же – зверь сильный и приспосабливается даже к самым сложным условиям. В теплое время года он нагуливает жирок и за счет этого «телесного» ресурса переживает суровую зиму. В дни снегопадов не то чтобы впадает в анабиоз, но энергию экономит, лежа пережидая погодные капризы. В остальное время питается естественными кормами – откапывает желуди, которые, как все знают, для него – настоящее лакомство. Охотно столуется на полях, где после уборки зерновых все равно остаются какие-то потери. Но это все про взрослое животное. Поросята, которые рождаются в марте, когда в лесу еще лежат сугробы, так не смогут. Да и урожай желудей и орехов раз на раз не приходится.
Подкормку – в основном это зерно и корнеплоды – оставляют на специальных площадках, которые по большому счету ничем не примечательны – просто ровные участки на полянах. Паек высыпают прямо на снег, иногда над «кормушкой» устраивают навес. К нему приходят косули, кабаны и благородные олени.
– Лось в места прикорма почти не заходит, потому как зимой питается преимущественно ветками ивы и осины на заросших заброшенных сельхозполях, – рассказал егерь охотхозяйства «Ленинское» Николай Пышкин. – Но и в этом человек ему может подсобить, спилив деревце-другое, чтобы облегчить доступ к самым сладким веточкам. Нормативы подкормки, где с точностью до грамма расписано, сколько и чего требуется животному в сутки, разработаны еще в СССР, и ими до сих пор с успехом пользуются.
Егеря, наверное, как никто другой, ответственны за тех, кого приручили. Животные запоминают места, где из раза в раз находят обилие пищи, рассчитывают на них и от добра добра не ищут. Так что если вдруг внезапно прекратить поддерживать зверя, он действительно попадет в тяжелую ситуацию.

«Вкусняшка»
от бешенства
Кроме того, для зверей устраивают солонцы, раскладывая соль, например, на пни. После того как пройдет дождь, древесина пропитается раствором минералов и животные с удовольствием будут грызть ее, причем не только такие крупные, как сохатые, – приходят сюда и зайцы. В любом случае животных не просто тянет «на солененькое» – они таким образом интуитивно восполняют запас необходимых им веществ.
Для зверей, которых может поразить бешенство, лис например, разбрасывают приманки с вакциной. Для нашего региона это особенно актуально, потому что если раньше ситуация с этой хворью была напряженной только в нескольких районах, то сейчас – практически повсеместно. Кстати, такая «прививка» без укола возможна только зимой, потому что холодная погода не дает испортиться медикаменту внутри «вкусняшки».

Нас посчитали
В прошлом году на территории нашего региона насчитали почти 2,5 тысячи лосей и в два раза больше кабанов. Косуль – без малого 8 тысяч и всего 784 благородных оленей. Метод, которым статистика была получена, называется зимним маршрутным учетом охотничьих животных. Причем фиксируют численность не только этих «царей» леса, но и мелкой живности – вплоть до зайцев, белок и хорьков.
Медведев демонстрирует карту региона, пестрящую красными линиями – маршрутами. Их общая протяженность на территории каждого отдельно взятого района составляет 350 километров. За зимние месяцы это расстояние шаг за шагом должны пройти учетчики – сотрудники охотхозяйств, инспектора или просто охотники. В любом случае это люди опытные, с наметанным глазом – способные заметить и точно идентифицировать звериный след на снегу.
– Обычно каждый отрезок пути приходится пройти дважды. Сначала затереть все отпечатки лап на нем, а уже на следующее утро смотреть во все глаза, где и какой зверь пробежал. В специальном бланке регистрируется, сколько раз маршрут был пересечен цепочкой следов. В принципе вся процедура может занять и один день, если он удачно будет поделен на две части порошей, которая сотрет «лишние» отпечатки.
Статистику все, кто в этом мониторинге принимал участие, сдают в региональный комитет, где при помощи специальной программы сводят ее воедино, попутно устраняя погрешность, насколько это вообще возможно. Надо сказать, что по снежной целине учетчик идет, конечно, не пешком, а на лыжах и отметки о встреченном звере делает при помощи спутникового навигатора.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему