Тайны спецслужб

16:33, 27 ноября 2024

10 лет ИТЛ для старосты Пироговки, или «Ежедневно ходить в немецкую управу на регистрацию»

10 лет ИТЛ для старосты Пироговки, или «Ежедневно ходить в немецкую управу на регистрацию»

Кто перед вступлением фашистов в Щекинский район находился в местном истребительном батальоне – имена, фамилии? Как по отношению к этим «ястребкам» вели себя немецкие пособники? Кто осенью-зимой 1941-го становился старостами и какова судьба этих людей? Эти и многие другие детали мы узнаем в наши дни, окунувшись в материалы, предоставленные «Тульским известиям» в рамках совместного с архивом Управления ФСБ России по Тульской области военно-исторического проекта о событиях Великой Отечественной войны в Щекинском районе.

9 июля 1947 года старший оперуполномоченный Щекинского РО МГБ опросил свидетеля Никиту Воробьева. Этот человек родился в 1912 году. Он не из наших мест – появился на свет в деревне Бабенково Второе, что во Мценском районе соседней Орловской области (по социальному происхождению из крестьян-середняков). Впоследствии перебрался в город Щекино, жил по ул. Советской, трудился начальником участка шахты № 16 (при этом указал, что профессии не имеет). Общественной и политической деятельностью не занимался, в ВКП(б) не вступал, в бандах, антисоветских организациях не состоял и в восстаниях не участвовал. Не судим. Был женат на Евдокии Сергеевне Воробьевой – супруги воспитывали сына Анатолия и дочь Валентину. Военное звание – сержант, считался военнообязанным. Участия в Великой Отечественной войне не принимал, ранений и контузий не имел. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Воробьев пояснил: он жил на территории оккупированного города Щекино и нигде в то время не работал. А бургомистр Кувшинов приказал ему и другим рабочим шахты «ежедневно ходить в немецкую управу на регистрацию как ранее состоявшим в истребительном батальоне». Перед оккупацией гитлеровцами Щекинского района Воробьев действительно состоял в истребительном батальоне, а командовал им Иван Яковлевич Мячин, председатель районного Осоавиахима г. Щекино. «В период оккупации района я и мой брат Воробьев Федор Алексеевич со стороны немецких властей репрессиям не подвергались», – уточнил Никита Воробьев. Старший оперуполномоченный Щекинского РО МГБ поинтересовался у собеседника: знал ли он бывшего агронома Щекинского районного земельного отдела Федора Ивановича Гор-ева? Ответ был отрицательным. И на этом разговор был окончен.

А вот еще одна история. 28 декабря 1941 года линейным отделом милиции станции Тула было возбуждено уголовное дело по обвинению Алексея Ан-ва, 1905 года рождения, уроженца и жителя деревни Пироговка Щекинского района, а 2 января его арестовали. Расследование по делу проводило Управление НКВД по Тульской области. Алексей Яковлевич был признан виновным в том, что на оккупированной территории «являлся старостой Пироговки и выполнял указания оккупационных властей». В ходе следствия Ан-ев признал себя виновным – в том, что был назначен старостой, «но заявил, что никакой помощи оккупантам не оказывал. Однако он в практической деятельности в пользу оккупантов уличался показаниями свидетелей». Когда, где, при каких обстоятельствах Ан-ев был назначен старостой, какие указания получал от гитлеровцев? В ходе следствия об этом его не допрашивали. Не проходил в его показаниях и Федор Гор-ев, о котором мы уже рассказывали ранее (служил при фашистах в Щекинской городской управе заведующим земельным отделом, он же заместитель бургомистра по сельскому хозяйству).

По постановлению Особого совещания при НКВД СССР от 11 апреля 1942 года Ан-ев «за переход на сторону врага» был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ совместно с архивом Управления ФСБ России по Тульской области

Фото Сергея КИРЕЕВА – реконструкция событий 1941 года в Тульской области

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий