Тайны спецслужб

16:36, 21 ноября 2024

Один «ожидал с восторгом прихода немецких войск», другой получил от гитлеровцев лошадь

Один «ожидал с восторгом прихода немецких войск», другой получил от гитлеровцев лошадь

«Тульские известия» в рамках совместного с архивом Управления ФСБ России по Тульской области военно-исторического проекта уже неоднократно рассказывали о деятельности Чернской сельхозкомендатуры в период немецко-фашистской оккупации и о работе чекистов по розыску коллаборационистов и привлечению их к ответственности. Сегодня мы продолжим повествование и дополним картину новыми штрихами.

В феврале 1942 года Управлением НКВД по Тульской области был арестован и привлечен к уголовной ответственности по ст. 58 п. 3 УК РСФСР 1926 года Илья Кузнецов, 1899 года рождения. О нем известно, что он родился в деревне Костомарово Чернского района. Считался малограмотным. В ВКП(б) не вступал. До ареста работал председателем Жерловского сельсовета Чернского района.

Основанием для ареста Ильи Николаевича послужили показания свидетелей М. Г. Крылова, П. М. Кузнецова, А. Г. Крылова, И. Д. Костомарова, Е. И. Крыловой, В. Г. Кузнецовой, которые заявили: в 1941 году Кузнецов в период оккупации Чернского района немецкими войсками служил старшиной деревень Жерловского сельсовета, занимался мобилизацией гужевого транспорта для нужд вермахта, являлся проводником немецких войск – за что получил от врага вознаграждение: лошадь.

На допросе в ходе предварительного следствия Кузнецов виновным себя признал полностью и уточнил: на должность старшины он был назначен комендантом Чернской сельскохозяйственной комендатуры (фамилию коменданта Кузнецов не назвал), а в Чернь на регистрацию и инструктаж явился по приказанию П. Ф. Кутепова, «который угрожал ему расправой со стороны немецких властей в случае неявки в Чернь».

На основании этих данных 25 июня (по другим данным, 25 июля) 1942 года Военным Трибуналом войск НКВД Тульской области Илья Кузнецов был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. 19 января 1943 года по протесту Верховного Суда СССР Военная коллегия Верховного Суда СССР своим определением отменила приговор – в связи с тем, что действия фигуранта необходимо квалифицировать не по ст. 58 п. 3, а по ст. 58 п. 1 «а» УК РСФСР; Военная коллегия возвратила дело на доследование со стадии предварительного следствия. В процессе доследования преступная деятельность Кузнецова была полностью установлена, однако 5 октября 1943 года определением постоянной сессии Кемеровского областного суда по делам Сиблага НКВД было установлено: осужденный страдает тяжелым неизлечимым недугом, вызвавшим полную потерю трудоспособности, – и поэтому по решению указанной сессии Кузнецов был из-под стражи освобожден, а дело его сдали на хранение в архив 1-го спецотдела УНКВД по Тульской области. Перед нами справка со ссылкой на данные Тульского областного центрального адресного бюро, выданная 19 февраля 1963 года. В графе «прописан» Кузнецов «не значится».

Отношение к сельхозкомендатуре имел и Николай Иванович Борзенков, 1899 года рождения, уроженец деревни Казачья Слобода Чернского района, житель Черни, беспартийный, грамотный. 14 сентября 1942 года Управлением НКВД по Тульской области он был арестован и привлечен к уголовной ответственности по ст. ст. 58 п. 1 «а» и 58 п. 10 ч. II УК РСФСР 1926 года. Основанием для ареста послужило заявление В. А. Нестерова о том, что Борзенков к моменту оккупации гитлеровцами Чернского района в разговоре с ним «высказывал пораженческие настроения в отношении Советского Союза в войне с фашистской Германией, недовольство советской властью, ожидал с восторгом прихода немецких войск, а в период оккупации служил главным бухгалтером в сельхозкомендатуре». О том, что Николай Борзенков служил в сельхозкомендатуре, показал и арестованный по другому делу Н. В. Борзенков, который заявил: Николай Иванович «участвовал в размножении документа антисоветского содержания, так называемого «Воззвания к сельскому населению Чернского района», и сам составил письмо резко враждебного по отношению к советской власти содержания». В ходе предварительного следствия Н. И. Борзенков виновным себя признал полностью. В показаниях, которые он дал, проходил руководитель сельхозкомендатуры В. Г. Кельвес, возглавлявший всю работу аппарата комендатуры, подбиравший кадры, осуществлявший деятельность по снабжению немецкой армии продовольствием и тягловой силой. Это Кельвес, со слов Николая Ивановича, заставил Борзенковых переписывать «Обращение к сельскому населению», «в котором население призывалось к помощи немцам, возводилась клевета на советский государственный строй». Н. В. Борзенков работал в Чернской сельскохозяйственной комендатуре землеустроителем, переписывал контрреволюционное «Обращение к сельскому населению».

…В апреле 1943 года постановлением Особого совещания при НКВД СССР Н. И. Борзенков за измену Родине был приговорен к высшей мере наказания – его расстреляли.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ совместно с архивом Управления ФСБ России по Тульской области

Фото Сергея КИРЕЕВА – реконструкция событий 1941 года на территории Тульской области

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий