NULL

Тайны спецслужб

09:46, 12 февраля 2024

От конторщика в Москве до переписчика населения в Щекино

От конторщика в Москве до переписчика населения в Щекино

28 октября 1941 года немецкие войска захватили город Щекино. Иван Ов-ков в то время вместе с семьей обосновался в деревне Костомарово Щекинского района – жил, как он сам 8 февраля 1942-го объяснял сотрудникам госбезопасности, «у тещи моего сослуживца и знакомого по соседству местом жительства Кузнецова Сергея Иосифовича». А уже 1 ноября 1941-го Ов-ков вместе с Кузнецовым вернулся в Щекино.

ДОСЬЕ

Иван Васильевич Ов-ков. Родился в г. Крапивна Тульской губернии в 1898 году в семье мещанина. Его отец Василий Никитович Ов-ков работал приказчиком у крупного лесопромышленника Крапивны Залесского, а затем приказчиком бельгийского общества на Косогорском заводе; умер в 1904 г. Иван Ов-ков после смерти отца находился на иждивении матери, служившей экономкой в деревне Русаново у пчеловода Буткевича; умерла в 1921 г. Трудовую деятельность Иван начал в 1913 году мальчиком при товариществе Московско-Вознесенской мануфактуры в Москве, там работал конторщиком по 1917 г. С 1917 г. по 1923 г. – на военной службе. После службы с 1923 г. по 1927 г. работал в г. Плавске председателем райместкома Союза коммунальных работников, секретарем райпрофсекретариата. С 1927 г. по 1929 г. – хронометрист рудоуправления на ст. Оболенка (Киреевский район). В 1929-м переехал в г. Щекино, работал до вступления гитлеровцев в район на шахтах №№ 4, 5, 6, 16 старшим нормировщиком и в тресте «Щекинуголь» старшим инженером по нормированию и организации труда. В семье, помимо Ивана, были 3 брата и 2 сестры. Избирательных прав не лишался. Родственников за границей не имел. В ВКП(б) не вступал. На тот момент, когда им заинтересовались работники НКВД, определенных занятий не имел, проживал в Плавске во 2-м Чапаевском переулке.

Так почему же Ов-ков во время оккупации перебрался из Костомарово в райцентр? Как он говорил чекистам, дальнейшее его проживание в деревне «было невозможно ввиду материального обеспечения и кроме того, я же проживал совсем у чужих мне людей и, боясь, что могу их стеснить своим проживанием, решил вернуться в г. Щекино».

… 1941 год, ноябрь. В Щекино Ов-ков и Кузнецов пришли тогда, когда там уже была организована и функционировала городская управа. Бургомистром стал Дмитрий Павлович Кувшинов. Его секретарем была Елена Иосифовна Гл-ва. Начальником полицейской охраны служил Кут-ов. Ему подчинялись полицейские Вор-в, Ва-в, Александр Гаврилович Ес-в (шофер), Саф-в, Ло-в, Ма-ин. Вот и Ов-кова тоже включили в штат горуправы – дело было 8 ноября 1941-го. Мужчину привлекли для переписи населения. Кто же рекомендовал Ов-кова на работу в горуправу? Он точно этого не знал. Предположил, что Кувшинов и еще один немецкий пособник – Андрей Федорович Тр-ко. Эти люди приняли его на работу. Со слов Ов-кова, они приняли его – значит, они же и рекомендовали. Ов-ков их знал еще до Великой Отечественной войны. Андрея Тр-ко – с 1934 года, поскольку Тр-ко и Ов-ков вместе трудились на шахтах №№ 6 и 16. А Кувшинова Ов-ков знал с 1937 года – оба работали на шахте № 5: Кувшинов – помощником главного инженера, Ов-ков – нормировщиком. Получается, что рекомендовал Ов-кова и принял на работу в горуправу Кувшинов «как хорошего знакомого и исполнительного работника по совместной работе на шахте № 5». Ов-ков припомнил такой эпизод. Однажды он обратился к бургомистру: «Дмитрий Павлович, почему вы лично меня взяли на работу по переписи населения, когда, кроме меня, есть другие люди?»

– Тебя я знаю хорошо, что ты был исполнительный работник, когда работали на шахте, а отсюда я надеюсь на тебя, что с порученной для тебя работой в управе также будешь справляться хорошо, – ответил Кувшинов. – Кроме того, перепись населения – это работы временного характера. После всех привлеченных для переписи оставим для другой работы. В том числе и тебя.

В материалах пресс-службы Управления ФСБ России по Тульской области, в которых ведется речь о щекинских пособниках и тех, кто им противостоял, проходит и Иван Кр-ков: 1912 года рождения, уроженец и житель деревни Большая Мостовая Щекинского района. Этот человек был задержан областным УНКВД 19 декабря 1941 года по подозрению в измене Родине, а затем арестован и привлечен к уголовной ответственности по ст. 58-3 УК РСФСР. В ходе следствия Иван Никифорович, признавший себя виновным, заявил, что во время оккупации Большой Мостовой стал старостой деревни и оказывал содействие немцам в грабеже советских граждан. Об обстоятельствах назначения на пост старосты и о полученных указаниях Кр-ва чекисты не спрашивали. Он упомянул, что старостой стал 25 ноября 1941 года, а назначила его Щекинская горуправа.

Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 16 мая 1942 года Иван Кр-ков «за переход на сторону врага» был приговорен к расстрелу, «постановление приведено в исполнение».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

На фото: город Щекино в наши дни

 

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий