Продукты и гужевой транспорт для немцев, или Один староста умер в тюрьме, а двое расстреляны
- 17:34 14 мая 2024
Кто они – старосты щекинских деревень в период немецко-фашистской оккупации? Какая участь их постигла после изгнания врага за пределы района? Ответы на эти вопросы мы смогли получить только сейчас.
Дмитрий Ж-в, 1892 года рождения, уроженец деревни Коледино Щекинского района, во время Великой Отечественной войны проживал в поселке Майском. Когда осенью-зимой 1941-го территорию захватили гитлеровцы, Дмитрий Никитович стал старостой Майского. Чем занимался? Если без подробностей, то выполнял указания немцев по обеспечению вермахта продуктами, а также гужевым транспортом.
Конечно же, после освобождения района от фашистов за вчерашним немецким ставленником пришли люди из органов. Как следует из материалов пресс-службы Управления ФСБ России по Тульской области, Ж-а задержали 8 января 1942 года, а на следующий день арестовали представители дорожного отдела милиции станции Тула и передали в Управление НКВД по Тульской области «для ведения следствия по обвинению в измене Родине». Ж-в в ходе следствия виновным себя признал. Кроме того, он уличался показаниями свидетелей. В его показаниях проходит щекинский коллаборационист Гор-ев, о котором мы писали в предыдущих публикациях. Так, 23 января 1942-го Ж-в рассказал чекистам: «Неоднократно по делам старосты ходил в городскую управу и получил установки от Кувшинова – бургомистра города и его помощника – Гор-ва, производил обмолот хлебов по указанию Гор-ва». Правда, подробно о Гор-ве Ж-ва не допрашивали.
Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 22 апреля 1942 года «за переход на сторону врага» Дмитрий Ж-в был осужден к расстрелу; «постановление в исполнение приведено».
Читатели, которые пристально следят за нашим проектом, в котором мы рассказываем о положении дел в Щекинском районе в 1941 году и о том, как немецких пособников разыскивали и привлекали к ответственности сотрудники госбезопасности, просили нас прояснить судьбу старосты деревни Воздремо. Нам удалось узнать, что им был Николай Алексеевич Б-в, 1891 года рождения, уроженец и житель указанной деревни. Он обвинялся в том, что, будучи старостой, выполнял указания оккупационных властей, виновным он себя на следствии признал, а кроме того, вину подтверждали и свидетели. Правда, об обстоятельствах, при которых Николая Алексеевича назначили старостой, самого ставленника в ходе следствия не допросили. В ходе общения с чекистами Б-в ничего про Федора Ивановича Гор-ва не рассказывал. Дальше – удивительные вещи. Так получилось, что постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 13 мая 1942 года Б-в был осужден к высшей мере наказания – расстрелу. Но привести его в исполнение не смогли, поскольку еще до вынесения постановления Б-в, сидевший в тот момент, понятное дело, в тюрьме, умер – это произошло 17 апреля…
Попал в поле зрения сотрудников ГБ и Сергей Ефимович А-в, 1886 года рождения, уроженец и житель щекинской деревни Малахово: он был задержан областным УНКВД 25 декабря 1941 года и через три дня арестован «по обвинению в измене Родине». В период оккупации (конкретно – в начале декабря 1941 г.) этого мужчину назначили старостой д. Малахово, и он «выполнял до изгнания немцев указания оккупационных властей». О том, как он был назначен на эту должность, сам обвиняемый 22 декабря 1941 года рассказал следующее: в первых числах месяца жительница Малахово Мария Кондрашина вручила А-у повестку, в которой говорилось: А-в должен явиться в помещение, где располагался Колединский сельсовет. «В этой повестке было сказано захватить с собой еще двух уполномоченных, я вместе с собой пригласил бригадира колхоза Меленкова Илью Петровича и Меленкова Григория Дмитриевича. В этот же день мы все трое явились, где находился бывший агроном Тульского района Г-н, последний у меня спросил: «Что – вы предколхоза?» Я ответил: «Да». Г-н мне пояснил, что я назначаюсь старостой. Присутствующие Меленковы подтвердили, что я могу справиться с этой работой. На что и я дал согласие. Меленковы никакого назначения не получили», – откровенничал А-в в разговоре с чекистами.
Дело Сергея А-а рассматривал Военный Трибунал войск НКВД Тульской области. Приговор огласили 10 января 1942 года. Статья 58 пункт 1 «а» УК РСФСР… Расстрел. Приговор был приведен в исполнение.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ
На фото: реконструкция событий 1941 года в Тульской области
