«Вторая перекладина будет служить тайником»: квест по Всехсвятскому
- 16:46 27 мая 2024
1942 год. Положение на фронте сложное. Есть вероятность, что немецкие войска вновь пойдут на Москву, а на их пути, как известно, – Тула. Да, в 1941-м город взять штурмом фашистам не удалось, но вдруг новая попытка врага увенчается успехом? На случай захвата гитлеровцами Тулы чекисты готовят в городе тайники, которыми могли пользоваться группы, оставленные в германском тылу для совершения диверсий.
«Эти тайники также могут быть использованы для руководства диверсионными группами», – говорится в лишь недавно рассекреченных материалах, которые предоставил нашей редакции архив Управления ФСБ России по Тульской области. Как видите, все было предусмотрено, была налажена связь, организованы тайники: советские диверсанты наверняка устроили бы нацистам «веселенькую» жизнь.
А попробуй враг отыскать эти тайники на огромном кладбище? Сложно. Это же – как искать иголку в стоге сена! Мы решили не только рассказать об этих тайниках, но и показать их. Помощник в этом деле – Наталия Курбатова, главный хранитель Тульского историко-архитектурного музея.
– Про кладбище, конечно, знаем много, у нас коллекция надгробий конца XIX-начала XX века, которые изучаем. Посмотрим тайники на местности – некоторые я не узнаю на схеме, – говорит она.
Итак, на первой схеме – тайник, расположенный на территории Всехсвятского кладбища (по состоянию на 3 октября 1942 г.). Чтобы найти его, необходимо войти на Всехсвятское напротив церкви. Заходим.
Далее следует свернуть влево и по дороге пройти 100 метров.
Затем надо повернуть направо «по направлению к новому кладбищу» и прошагать 150 метров.
Слева мы должны заметить силуэт ангела.
А его сейчас – почему-то нет! Курбатова говорит: скульптурных надгробий сохранилось очень мало, они все наперечет, все известны и, к слову, нетипичны для православной культуры, их устанавливали изредка в конце XIX-начале XX века.
– Ангел мог упасть, мог в землю немножко врасти, – предположила Наталия. – Ходим регулярно сюда, но не встречали подобного. Если речь про надгробие, а не про что-либо еще. Вообще не думала, что такие документы могут открыть для общественности, так что дня нас они – откровение. Слышали только про наблюдательный пункт на колокольне, а вот других эпизодов, связанных с войной, не припоминаю. Сейчас деревьев стало гораздо больше. Все ориентиры сложно разглядеть.
От ангела (точнее, от того места, где он примерно находился) надо двигаться в направлении нового кладбища – видимо, речь о братских захоронениях красноармейцев. К югу в 10 метрах – железный крест из цилиндрических труб, «в котором вторая перекладина будет служить тайником. Она имеет отверстие цилиндрической формы». Вглядываемся в кусты…
– Таких крестов тут очень много, – говорит Наталия и далее предлагает нашей репортерской группе, прежде чем углубиться в чащу, опрыскаться спреем от клещей: их тут полчища. – «Кандидатуры» – три! Вот в каком кресте был тайник? Сложно сказать наверняка. Что туда, в перекладину, могли прятать: записочки, патроны, боеприпасы?
Мы искали тайник, а кто-то из туляков разыскивает могилы родственников: на кладбище кто-то вонзил в землю табличку с указанием фамилий людей, похороненных тут в 1964 и 1967 годах.
Тульские чекисты тем временем рассекретили информацию не только про тайники на Всехсвятском: оказывается, алексинская деревня Ступино была связана с авиацией и советскими спецслужбами – в 1942 г. вблизи указанного населенного пункта существовала посадочная площадка. Проще говоря, аэродром. Он был пригоден для эксплуатации всех типов самолетов во все времена года. Вокруг него расположены деревни Богучарово, Ломинцево, Колюпаново, Зеленый Дуб, Ступино – там было «приобретено 5 явочных квартир для укрытия нашей агентуры, перебрасываемой в тыл противника на самолетах». В Ломинцево проживал связник Николай Ч., молодой человек, из крестьян-середняков, грамотный. Трудился в колхозе «Четвертый завершающий год пятилетки». По работе парня характеризовали положительно, считали серьезным человеком, хорошо знающим район. Во время оккупации Ч. вражеским войскам помощи не оказывал. А вот в РККА его не взяли – был освобожден от службы по состоянию здоровья. Дом Ч. располагался с юго-восточной стороны деревни. Появись на пороге дома Николая человек из органов и произнеси пароль «Курск», связник должен был назвать отзыв «Крушма».
Впрочем, вернемся в Тулу. В следующих номерах мы расскажем о тайниках в надгробии отрока Петухова и в кресте возле памятника Белоусовым.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ совместно с архивом Управления ФСБ России по Тульской области
Фото Елены КУЗНЕЦОВОЙ
