Тайны спецслужб
16:48, 08 мая 2024
Явочные квартиры, «У вас вилки есть?» и другие секреты ступинского аэродрома
Наше издание продолжает рассказ про деревню Ступино, что в 12,5 км юго-восточнее города Алексина, которая, как выяснилось только сейчас, в XX веке была связана с авиацией и советскими спецслужбами. Напомним, в 1942 году вблизи Ступино находилась посадочная площадка (аэродром). Сведениями об этом любопытном объекте в преддверии празднования Дня Победы с нашими читателями поделился архив Управления ФСБ России по Тульской области.
Тульские чекисты уточняли, что вокруг посадочной площадки располагались деревни Богучарово, Ломинцево, Колюпаново, Зеленый Дуб и Ступино, где было «приобретено 5 явочных квартир для укрытия нашей агентуры, перебрасываемой в тыл противника на самолетах».
Явочная квартира № 2 находилась в д. Ломинцево Алексинского района с юго-западной стороны посадочной площадки. Дом был расположен с юго-восточной стороны Ломинцево – пятый по счету. Деревянный, пятистенный. Крыт соломой. Половина строения была оштукатурена глиной без побелки, к дому прилегал с юго-западной стороны двор, а с северо-восточной – крыльцо. В десятке метров от крыльца – колодезь.
Там проживала вдова Наталья Ч., уроженка д. Богучарово Борисовского сельсовета Алексинского района. По происхождению – из крестьян-середняков. В ВКП(б) не состояла. Несудимая. Считалась неграмотной («несмотря на свою неграмотность, развитая, к советской власти настроена положительно»). Трудилась рядовой колхозницей, характеризовали женщину по работе в колхозе с положительной стороны. Воспитывала 3 сыновей, которые на момент составления документа – на дворе стоял 1942 год – служили в РККА. Когда в 1941 году в Ломинцево пришли немецкие оккупанты, женщина находилась дома, никакой помощи фашистам не оказывала. А солдаты вермахта вели себя как хозяева – выгребли у селянки хлеб и картошку.
Если бы к Ч. пришел человек, связанный с секретным аэродромом, и назвал пароль «Грабли», то колхозница должна была произнести отзыв «Ведро».
Надо сказать, в Ломинцево проживал еще один человек, связанный с чекистами. Это был связник Николай Ч., молодой человек, уроженец указанной деревни, из крестьян-середняков. Был грамотным. В партию не вступал. Работал в колхозе «Четвертый завершающий год пятилетки». По работе парня характеризовали положительно, считали его серьезным человеком, хорошо знающим свой район. Во время гитлеровской оккупации Ч. жил дома, вражеским войскам никакой помощи не оказывал. А вот в Красную Армию его не взяли – освобожден от службы по состоянию здоровья. Дом Ч. располагался с юго-восточной стороны деревни, был по счету десятым. Появись на пороге дома Николая человек из органов и произнеси пароль «Курск», связник должен был назвать отзыв «Крушма».
Кто же из туляков не знает деревню Колюпаново? Но лишь единицы в курсе, что там в 1942 году находилась явочная квартира № 3 – с южной стороны посадочной площадки. «Дом находится на восточной стороне деревни позади двух слобод, одна из них обращена на запад, а другая на север, – говорится в архивном документе. – От этих слобод дом удален на 50 метров. Дом деревянный, крытый железом, с чердаком. С восточной стороны к нему прилегает крыльцо, а с южной стороны в 2 метрах расположен двор».
В том доме проживала Мария О., уроженка д. Колюпаново. Была она по происхождению из крестьян-середняков, в ВКП(б) не состояла, считалась грамотной, трудилась в колхозе «Большевик». Примечательное для того времени уточнение – девица. Не судимая. Во время оккупации находилась дома, фашистам никак не помогала. «По месту жительства и работе характеризуется положительно, трудолюбивая, скромная, выдержанная, неболтливая. Среди жителей деревни пользуется авторитетом. К советской власти настроена лояльно».
– У вас вилки есть? – должен был произнести пароль «специальный человек» в случае появления на пороге дома О.
– Были. Куда-то пропали, – должна была она ответить гостю.
Вместе с Марией О. проживала тетка, Анастасия О., тоже уроженка Колюпаново, из крестьян-середняков, беспартийная, несудимая, вдова.
Что убеждало чекистов в мысли, что она не выдаст, так это то, что Анастасия О. в период оккупации была дома и захватчикам помощи не оказывала.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ
Фото Михаила ЛЕОНТЬЕВА – окрестности Алексина в наши дни