Здоровье

10:22, 17 июня 2020

Маска супергероя. Медицинская одноразовая

Кто бы мог представить всего полгода назад, что срез тульской медицины накануне профессионального праздника возможно будет написать с единственного медучреждения, более того – с одного отделения. И нет смысла выбирать здесь лучших и выдающихся.

За последние месяцы в адрес медиков России было сказано столько хорошего, что невольно задаешься вопросом, почему прежде мы так мало находили для них добрых искренних слов. Ведь пандемия не изменила этих людей кардинально и вдруг. Только выхватила прожектором их работу, которая – да, выросла в объеме, приобрела дополнительные риски и технические особенности, но – по сути, осталась прежней. И люди в белых халатах, ведущие сегодня бой с коронавирусом, все те же – наши с вами давние знакомые: чей-то участковый терапевт или педиатр; кардиолог, хирург или отоларинголог, принимавшие вас этой зимой; медицинская сестра, много лет подряд ставящая уколы в процедурном кабинете соседней поликлиники…

Случилось нежданное испытание. Настоящая угроза – не абстрактно, в мировом масштабе, а для каждого лично. И более сотни тульских медработников всех звеньев и самых разных специализаций без лишней шумихи оставили прежние посты и добровольцами пришли в инфекционный госпиталь, созданный в манеже Центрального стадиона «Арсенал». Помимо руководящего звена, сестринского и санитарного персонала, здесь есть только одна должность – врач-специалист. Потому что нет и никогда не было в медицинских вузах специальности, готовящей работать с Covid-19.

От кювеза до ковида

Наталья Михалькова в инфекционном отделении ГУЗ «ТГКБСМП им. Д. Я. Ваныкина» тоже – врач-специалист. При этом на ней лежит функция координатора сектора А.

В «прошлой», докоронавирусной жизни – заведующая отделением выхаживания недоношенных ваныкинской больницы, на новом месте работы Наталья Вячеславовна была не просто ожидаема, а исключительно востребована именно в роли координатора. Коллегам далеко за пределами ее отделения давно известен организаторский талант Михальковой, способной с военной четкостью «разложить по полочкам» любую задачу, объяснить, мотивировать, расставить всех на нужные позиции и добиться слаженной работы, не повысив голоса.

- В моем отделении работа четко организована, у меня есть профессиональные коллеги, способные меня заменить без ущерба для отлаженного процесса. Поэтому, взвесив «за» и «против», пришла сюда, - объясняет Наталья. - Когда организуется новая медицинская структура, приходят доктора из разных отделений, набирается сестринский персонал, в том числе, непостоянный – из числа студентов медицинских вузов, принимается много санитаров. Это изначально – не сплоченный коллектив, но его необходимо в кратчайшее время сделать слаженно работающим механизмом. Четкая координация тем более важна, что пациенты, а это преимущественно люди старшего возраста, кроме коронавируса получают лечение по сопутствующим заболеваниям, нередко – тяжелым. Например, сейчас в «моем» секторе находятся четверо инсулинозависимых больных, несколько пациентов с гипертонией…

Разница возрастных групп пациентов, с которыми работала раньше, и тех, кого предстояло лечить в новых условиях, смущала неонатолога не долго. Прошла, как и другие работающие здесь врачи, цикл дистанционного обучения по специфике лечения больных с Covid-19. Такого дополнения к высшему медицинскому образованию по действующим стандартам вполне достаточно для работы с пациентами инфекционного госпиталя. Это – с технической точки зрения. А с чисто человеческой…

Дома Наталью ждут двое детей. Старшая дочь в этом году заканчивает одиннадцатый класс. Уже одного этого испытания иному родителю с избытком хватило бы. А еще – пожилые родители, общение с которыми пришлось теперь минимизировать. Да приусадебный участок, где по весне каждый день – залог будущего урожая.

- Живу я дома. Мои меня не выселяют, - смеется Наталья. – Да и как бы я все на мужа бросила? Вот и оттачиваю организаторские навыки, чтобы все везде успеть.

Региону - «зачет» по практике

Медбрат Александр Лукашкин сейчас совмещает работу в инфекционном отделении со сдачей экзаменационной сессии по итогам пятого курса. На лечебном факультете Медицинского института ТулГУ юноша обучается на кардиолога.

После третьего курса, имея необходимый набор сданных дисциплин, получил сертификат среднего медицинского персонала, и стал совмещать  учебу с работой медбрата на «Скорой помощи». В начале пятого курса добавил к этому набору работу в палате интенсивной терапии кардиологического отделения № 1 все той же ваныкинской больницы. А когда было принято решение о создании в ней инфекционного отделения, в числе первых откликнулся на призыв работать с заболевшими Covid-19.

- Не буду лукавить, что пошел в инфекционное отделение, не раздумывая, - уточняет будущий кардиолог.- Риск, все-таки, реальный: коронавирусная инфекция – из числа особо опасных. И побудительные мотивы у каждого пришедшего сюда свои. Тут и альтруизм, и научный интерес, и личные мотивы, и финансовые – для того же студента это весьма существенное пополнение бюджета. Честно скажу, лично я финансовую составляющую тоже со счетов не сбрасывал. Но основное тут, наверное, само кредо, с которым живет медик. «Это мой долг». Как у военного – Родину защищать, просто от иного, незримого врага.  

- К чему сложнее всего было привыкнуть на новом месте?

- Сама работа в госпитале мне особо тяжелой не кажется: ну зашел, вспотел – ничего непосильного, любой с такой нагрузкой справится. Вот что действительно было непросто, это приноровиться к новым механизмам взаимодействия. Если на прежнем месте: пришел врач, написал назначение, отдал – выполняй, то теперь врач может находиться в одной точке, медсестра в другой, бумажка путешествует через мессенджер… Зато защитный костюм я еще в инфекционной бригаде на «Скорой» надевать научился. Долго с ним «сражался», пока освоил.

- Теорию по пандемиям в институте проходили? Насколько совпала с реальностью?

- Я бы сказал, что государство отреагировало на ситуацию качественнее, чем предполагает теория. Вовремя были введены стимулирующие выплаты, чтобы привлечь человеческий ресурс. СИЗ появились в медучреждениях довольно оперативно. На «Скорой», где я работал, уже в конце марта были в наличии защитные костюмы. Нашлись ресурсы для создания дополнительных отделений, принимающих пациентов с Covid-19 – таких, как наше… Словом, в реальности оказалось лучше, чем в учебнике. Нечасто так бывает.

Баллы, заслуженные в «шторм»

Если кому и пришлось в связи с работой в инфекционном госпитале резко сузить круг общения, то точно не студентам.

- Все мои друзья – медики, - улыбается Александр Лукашкин, - и все они так же работают с коронавирусом в госпиталях. Кто-то в Москве, другие – здесь, постоянно видимся. Вот, например, идет однокурсник мой, Женя…

Евгений Гуляев, студент пятого курса Медицинского института ТулГУ, в будущем – уролог, подтверждает:

- Из одной только нашей группы здесь, в инфекционном отделении, работают пятеро. Это логично. Все мы уже работали в разных отделениях больницы, когда в ее структуре открылся госпиталь и потребовались люди. Почему бы нет?

- А почему бы да?

- Лично меня финансовая сторона вопроса не интересует. Интересна, в первую очередь, уникальная практика. Подобные проблемы встречаются не так часто. Испытать их на себе – ценная возможность для врача. Независимо от выбранного профиля, для понимания медицины в целом это полезно. А врач должен знать все сферы, помимо своей основной специализации, иначе, какой он врач?

- Как отнеслись к такому выбору родители?

- С пониманием. Практически все пришедшие сюда студенты – потомственные медики, я не исключение. В медицине работают оба моих родителя, мама также имеет дело с коронавирусом. В связи с такой спецификой работы дома ходим в масках.

- И на работе, и дома, то есть – круглосуточно?!

- Почему? - улыбается Евгений. - В своей комнате маску можно и снять. Да, честно говоря, сменный характер работы и не дает нам много контактировать. То родители на своих рабочих местах, то я на круглосуточном дежурстве. Работаю – сутки через двое, остается время выспаться и подготовиться к ближайшему экзамену. Предвосхищаю вопрос: скидок и послаблений на сессии не предвидится. Врачи так не учатся. Но для студентов-медиков, работающих здесь, все же открывается одна заманчивая возможность: такая отметка в послужном списке дает дополнительные баллы при поступлении в ординатуру. Эти баллы для нас несравнимо ценнее любых финансовых выплат. Их начисление объективно оправдано сложностью работы, и будет справедливо, если для кого-то они станут пропуском на бюджетное место.

Беспокойное хозяйство

Сестра-хозяйка инфекционного отделения Елена Володичева с приходом на нынешнее место работы профиль деятельности не сменила, а вот «владения» расширила раз в десять. Сейчас на ее ответственности – все огромное хозяйство госпиталя.

- Работа с практической точки зрения мне знакома – до прихода сюда была сестрой-хозяйкой реанимационного отделения больницы имени Ваныкина, - рассказывает Елена. – Изменился, конечно, не только объем работы, но и некоторая специфика. Например, здесь действует принципиально новая для меня схема доставки и организации питания. Ежедневно поддерживается обратная связь с персоналом относительно меню и качества продуктов, а я, в свою очередь, по итогам связываюсь с поставщиками.

- К обязанностям по своевременной сдаче белья в стирку и дезинфекцию здесь добавилась ежедневная утилизация одноразовых защитных средств. Как это происходит, ведь не физически вы уничтожаете СИЗ?

- Уничтожаем мы не СИЗ, а вирусы, которые могут на них находиться. Собираем все, что требует утилизации, и с пометкой «Отходы класса В» отправляем утилизатор для обработки высокими температурами. На выходе получаем «Отходы класса А». Они уже не опасны. Со всей работой справляется единственный утилизатор, закупленный для ТГКБСМП им. Д. Я. Ваныкина задолго до того, как слово «коронавирус» стало известно каждому.

- А в «красной зоне» хозяйство – тоже Ваше?

- Да, и туда периодически требуется заходить. Возникли неполадки в сантехнике или электрике – облачаюсь в защитный костюм и – вперед, в компании мастера. Недавно кран подтекать начал, вызывала сантехника в «красную зону», до этого с плотником туда ходили – требовалась доводка расшатавшейся двери. Мелочи, конечно, но каждодневные.

- По сути – повышение квалификации проходите?

- Однозначно. Очень ценный опыт и большой шаг в моей жизни. Первым важным этапом сама для себя считаю приход в реанимацию, а вторым поступком, о котором потом захочется вспомнить, стала работа здесь, в инфекционном отделении.

Ни секунды покоя

Для всех, кто работает в госпитале и не может при этом поддерживать самоизоляцию в домашних условиях, предусмотрено проживание в шаговой доступности – в гостинице «Спорт» на территории манежа Центрального стадиона. Тем более удобно, что до рабочего места буквально минута пешком, и при экстренной необходимости специалисты всегда рядом.

Случай оценить такую возможность представился уже в первые дни после открытия, когда массовое поступление пациентов пришлось на ночное время.

- Тогда не многим удалось выспаться, - вспоминает старшая сестра инфекционного отделения Нина Воронина. - Да и в целом, даже с учетом сэкономленного времени на дорогу, специалистам, живущим в гостинице, поначалу не всегда удавалось выкроить хотя бы 6 часов в сутки на сон. Изначально предполагалось, что пациенты сюда будут поступать только на долечивание, но ситуация изменилась, теперь мы принимаем больных разной степени тяжести, коечный фонд задействован полностью, а значит, нужен и добор кадров. Сейчас доукомплектовываем штат. Желающих достаточно, но мы принимаем не всех безоговорочно. В сложившейся ситуации учиться времени нет – нужны квалифицированные медики с опытом. Например, если у обратившегося студента недостаточно навыков для сестринской работы, сможем принять только в качестве младшего медперсонала.

- А в собственной работе на что-то Вы посмотрели по-новому?

- Позже, наверное, осмыслю. А пока просто не было времени. Отделение новое и немаленькое, слишком многое требуется учесть, отладить и «поставить на рельсы». Только сейчас, спустя две недели, механизм начинает работать без авральных усилий.

- Значит, на «плато» в организационном смысле уже вышли?

- Пожалуй. Дальше будет легче.

Умею только быть врачом

С открытием инфекционного отделения ГУЗ «ТГКБСМП им. Д. Я. Ваныкина» на проживание в гостиницу «Спорт» переехал и возглавивший новую структуру Николай Кочетов, одновременно «переехав»  с должности заведующего ЛОР-отделением больницы.

- Моя супруга тоже врач, и еще задолго до создания в Туле такой структуры как инфекционный госпиталь, внутри семьи были обсуждены мои перспективы работы в подобном учреждении. А предложение стать здесь заведующим поступило, когда принципиальное решение уже было принято, - улыбается Николай Сергеевич.

- Как относятся сами медики к героизации своего труда сегодня? Есть ли она вообще – грань между долгом и подвигом?

- Я думаю, каждый врач ждет, что рано или поздно придется столкнуться с чем-то по-настоящему опасным. И случиться это может на самом обычном дежурстве. А если говорить именно о коронавирусной инфекции, мы часто обсуждали вопрос «подвига» еще с коллегами по ЛОР-отделению, куда заведомо «положительные» пациенты не поступают, но потенциально инфицированные вполне могут обратиться за медицинской помощью. И такая ситуация актуальна для всех без исключения медиков. Да, средства защиты. Да, соответствующий санэпидрежим. Но полностью возможности заражения нельзя исключить… И мы пришли к простому выводу: не работать мы не можем, нас так учили. Врач – значит врач. Я лично ничего больше не умею, кроме как быть врачом. И говорю не для геройства: быть им непросто. Очень негативно отношусь к информации, проводящей мысль, будто только сотрудники госпиталей сейчас совершают подвиг. На мой взгляд, настоящего восхищения и благодарности заслуживают врачи первичного звена и продолжающих работу стационаров, средний и младший медперсонал, несущий свою нагрузку в привычных, но, увы, уже не прежних условиях. Мы подготовлены и защищены. А когда пациент в критическом состоянии поступает к нашим коллегам, не профилирующимся на работе с Covid-19, у них не всегда есть возможность, условно говоря, проследить, две ли пары перчаток надето. Сначала нужно помочь. Думаю, любой практикующий врач скажет вам то же самое.

Диагноз

…На выходе из отделения, наметанным глазом исключив меня из числа пациентов, сотрудница охраны утоняет: «Работать к нам придете?»

- Нет, я не медик, - автоматически отвечаю ей и не успеваю увернуться от внутреннего вопроса: «А будь им, смогла бы?» Еще несколько часов назад сама бы сочла этот вопрос каверзным. А он, оказывается, риторический.

Тот, кому это не по силам, просто не стал бы медиком.      

 

ЦИФРЫ:

В инфекционном отделении сегодня работают:

22 врача,

48 сотрудников среднего медперсонала,

37 сотрудников младшего медперсонала.

208 мест - коечный фонд инфекционного отделения, на сегодня он задействован полностью. С конца прошлой недели здесь перешли к плановому режиму госпитализации. При этом есть уже и первые выписанные из отделения пациенты, ранее поступившие на долечивание из других учреждений. 


Ирина Мельханова
Геннадий Поляков

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий