NULL

Здоровье

15:01, 27 февраля 2024

Научите меня жить

Научите меня жить
Нелли ЧУКАНОВА
Фото: Сергей КИРЕЕВ

Раньше педиатры четко ориентировали молодых мам: сидеть младенец должен в полгода, стоять у опоры — к девяти месяцам, а ходить за руку, владеть ложкой, пользоваться горшком и начать говорить — в год. Если что-то шло не так, ребенка объявляли отстающим в развитии и рекомендовали принимать срочные меры.

Сегодня Всемирная организация здравоохранения более лояльна и позволяет ребенку учиться сидеть до девяти месяцев, а ходить — аж до полутора лет. Что касается развития речи, то редкий ребенок теперь начинает говорить в возрасте около года. И бывает, даже врачи внушают обеспокоенным родителям, что нет ничего страшного в том, что трехлетнее чадо в основном общается жестами и невразумительными звуками. Внушают: вот пойдет в сад и так заговорит, что сами потом не рады будете! Мол, во всем виноваты мультики и гаджеты, с которыми малыш с пеленок проводит времени больше, чем с родителями. А те его и без слов понимают.

Хорошо, если так. Но в ожидании, что все само собой как-нибудь исправится, можно упустить драгоценное время, отведенное ребенку на овладение необходимыми навыками.

Чем раньше, тем лучше

Между тем в Туле на улице Калинина, 20, в центре реабилитации инвалидов действует служба ранней помощи детям.

Проблемы ребенка помогают определить педиатр, педагог-психолог, логопед, дефектолог и социальный педагог. Педагог-психолог выясняет, чем вызваны особенности поведения малыша, разрабатывает и проводит в жизнь программу развития. Его цель — сделать жизнь ребенка максимально комфортной с точки зрения детской психики. Логопед помогает развить правильную речь, дефектолог работает над расширением познавательных способностей, а социальный педагог способствует социализации и малыша, и его семьи. Общая задача команды специалистов — содействовать родителям в стимулировании развития их ребенка. Они должны научить близких понимать поведение малыша, принимать его таким, какой он есть, устанавливать контакт, планировать режим дня. И даже, как ни странно это прозвучит, — учить ребенка играть. Ведь многие родители уверены в том, что малышу для полноценного развития достаточно накупить побольше разных игр и игрушек, а уж он и сам как-нибудь сообразит, что с ними делать.

 — В 2023 году раннюю помощь получили 235 детей, — рассказала руководитель центра реабилитации инвалидов Елена Верхорубова. — Главная проблема, с которой приходят люди, — это отставание или риск отставания от норм возрастного развития ребенка. Родителей до трех лет может беспокоить, что малыш не очень активно пользуется речью. Скоро в детский садик, а он не может объяснить, что его беспокоит, что ему требуется. Такому крохе будет сложнее адаптироваться в новых условиях, взаимодействовать со сверстниками и со взрослыми, с которыми придется проводить время вместо родителей. Есть дети с проблемами крупной и мелкой моторики. Малыш неловок в движениях, не может подпрыгнуть на одной ноге, переступить через небольшой барьер, он все время спотыкается и падает. Причина в том, что он плохо держит баланс, у него отсутствует скоординированность движений. В саду или школе такому ребенку будет трудно выполнять какие-либо упражнения, он начнет отставать на занятиях от других ребятишек, может подвергаться насмешкам и унижениям с их стороны, что только усугубит проблемы. То же касается развития мелкой моторики. Как неловкими пальчиками собрать мозаику или аппликацию, вылепить фигурку из пластилина? Могут быть проблемы комплексного свойства, это, как правило, расстройства аутистического спектра. Они включают задержку речевого развития и определенные поведенческие проблемы, например, сложности в ориентировании в пространстве. Ребенок не слышит маму и других людей. Возможна гиперактивность.

Да, сегодня в целом дети начинают говорить позже. Причин этому много, и переизбыток гаджетов в том числе. Раньше ребенку читали сказки, больше играли с ним, взаимодействовали. А сегодня вместо этого дают в руки планшет или телефон. Мультики тоже стали другими, упрощенными. Вот и результат — даже у нормативных детей речь развивается с задержкой. Да, когда такой ребенок пойдет в сад или школу, все наладится, потому что возникнет необходимость общения. А если этого не произойдет? Драгоценное время, когда все исправить намного проще, будет безвозвратно упущено. Так что, заметив проблему, нужно не выжидать, а обращаться к специалистам.

Ложку держать — непростая наука

 — Мы работаем с детьми от рождения и до трех лет. Сейчас у нас в гостях Тема, ему год и три месяца, и у него задержка моторного развития. С сентября 2023-го мы занимаемся с малышом развитием коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, учим маму правильно общаться с ребенком. Я объясняю Александре, что нужно делать, чтобы справиться с задержкой моторного развития, и она с малышом закрепляет эти навыки дома. Занятия обязательно проводятся втроем — в тесном взаимодействии мамы, педагога и ребенка, — рассказала педагог-психолог Мария Мищенко. — Учим всему — как правильно держать ложку, как отойти ко сну, чтобы малыш лучше засыпал, как приучать пользоваться горшком. Помогаем разобраться, какие игрушки нужно покупать и как ими играть с большей пользой, а какие лучше убрать из-за их бесполезности.
Ребенок может посещать центр до возраста в три года и одиннадцать месяцев. Периодически проводится промежуточная диагностика, выявляющая, что малыш уже научился делать, после чего ставятся новые цели и задачи, решение которых приближает ребенка к нормативным показателям, к тем навыкам и умениям, которыми он должен овладеть в определенном возрасте.

 — Есть специальные автоматизированные диагностики. Мы выдаем бланки, где все расписано по каждому навыку, знаниям, коммуникации, моторному развитию, а мамы заполняют их, так выясняется, что еще ребенок не умеет делать. И исходя из этого формируются новые цели, — уточнила психолог.

В центре занятия проводятся один-два раза в неделю, но дома с малышом необходимо заниматься ежедневно. По мере взросления дети также посещают групповые занятия.

 — До трех лет идет интенсивный период развития моторных навыков, речи, и если что-то упустить, восполнить пробелы будет сложно. Если ребенок к трем годам не может говорить, не общается даже с мамой и она не понимает ребенка, можно говорить о расстройствах аутистического спектра. Это должно побудить близких немедленно обратиться педиатру или неврологу. Кстати, много детей к нам направляют именно специалисты центра детской психоневрологии, что на Бундурина в Туле.

Я работаю более десяти лет и могу сказать, что если ребенка приводят в год-полтора, то результаты от занятий бывают очень хорошие. Даже если приходит малыш со множественными тяжелыми нарушениями. У нас детки встают на ножки, учатся ходить, общаться с окружающими. Так что если есть проблемы, не ждите, обязательно приходите — мы поможем! — заключила специалист.

Кабинеты ранней помощи расположены:

в Туле на улице Калинина, 20;
в Новомосковске на улице Бережного, 15;
в Донском в микрорайоне Центральный на улице Советской, 14;
в Кимовске на улице Толстого, 18,
а также в других муниципалитетах.
Подробности — по номеру 8-800-200-52-26.

 — Мы с рождения наблюдаемся у невролога. Когда зашла речь о задержке моторного развития, нам дали телефон службы ранней помощи. К десяти месяцам Тема самостоятельно не сидел, и это тревожило. Мы начали заниматься, ребеночек научился садиться, затем пополз, начал вставать возле опоры. Сейчас приучаем к поильнику и самостоятельно есть ложечкой. Нам показывают и рассказывают, какие игрушки приобрести и как с ними играть, дома мы все это стараемся повторять. Все бесполезное из поля зрения малыша мы убрали, оставив только разнообразные «крутилки» и «нажималки». Играем с крупами, а ведь я и подумать не могла, насколько это полезно для ребенка! Прогресс очевиден, Тема меняется на глазах, — рассказала Александра.

 — Дамиру три года и четыре месяца, у него проблемы речевого развития. В службу ранней помощи мы обратились месяц назад, после визита к неврологу, и успели посетить всего четыре занятия. Но прогресс уже заметен. У ребенка появилось большое количество новых слов, он научился их согласовывать в предложении. Его теперь все интересует, идем по улице — задает массу вопросов. Окружающие говорят — какой разговорчивый малыш, развит не по годам! Чего мы хотим достичь в развитии? Бывает, у меня спрашивают — ты что, гения растишь? А почему бы и нет? Надо ставить высокие цели! — поделилась Мария.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий