Здоровье

16:18, 19 июля 2022

О наркомании - только правда от заместителя главврача наркодиспансера Юлии Перминовой

О наркомании - только правда от заместителя главврача наркодиспансера Юлии Перминовой

Современные наркотические вещества таковы, что вызывают молниеносную зависимость. Так же быстро накрывают наркомана и сопутствующие болезни психики. И пока он сам абсолютно уверен, что ходить сквозь стены – это нормально, окружающие, а тем более врачи, явно видят признаки катастрофы.

В большинстве случаев это прогрессирующая шизофрения, которая лечится только в специализированных психиатрических клиниках. Но лечиться можно и нужно даже от смертельных заболеваний!

Сегодня в Тульской области зарегистрировано около 900 зависимых граждан, порядка 2600 потребителей наркотических веществ и более1700 потребителей «с вредными последствиями», то есть находящихся в том состоянии, когда зависимость еще не сформирована и физических и психических отклонений пока нет.


Когда увеличилось, но не выросло

– Средние показатели по России – те же, причем со сдвигом в правую сторону, то есть имеется некоторое увеличение. Но это вовсе не та ситуация, когда идет рост зависимых: статистика изменилась потому, что на свет вышли скрытые потребители, а это по-своему хороший факт, – говорит заместитель главного врача Тульского наркодиспансера Юлия Андреевна Перминова. – Сегодня, чтобы получить разрешение на вождение автомобиля или ношение оружия, нужно обязательно обратиться в государственное учреждение, а не в частную лавочку, куда стекались зависимые люди в надежде утаить свою проблему. В диспансере всех пациентов обязательно осмотрит профессионал. И уж, поверьте, «своих» больных он всегда видит с порога. Врач обращает внимание не только на следы от инъекций, но и состояние и мраморность кожи, расположение сосудов, на цвет глазных яблок, на то, есть ли тремор головы, языка, рук, ног, всего тела. И если заподозрит отклонение, то направит пациента на углубленное обследование. Кстати, на сегодняшний день мы имеем отличное оснащение лабораторной службы. Буквально два года назад был закуплен жидкостной хроматограф, аналоги которого есть только в трех регионах Центрального федерального округа. И внедрение этого прибора сразу повысило выявляемость наркотиков. Если в крови или моче будут обнаружены следы зелья, пациента направят к специалистам, а потом комиссионно станут решать вопрос о целесообразности допущения этого человека за руль автомобиля либо направлении на лечение.

Кстати, кроме «прикрытия лазеек», появился еще одни положительный момент. Еще несколько лет назад добровольное явление наркомана к доктору было практически сродни чуду, то борьба за людей со стороны общества оказалась достаточно действенной, и больные люди, понимая ужас своего будущего, все чаще сами идут за помощью, перестают скрываться от лечения.

Более того, профилактическая работа и явное негативное отношение к потреблению привело к тому, что наркомания вот уже несколько лет не молодеет. И если в девяностых – начале двухтысячных кто-то впервые пробовал дурман в возрасте 10–12 лет, то теперь в 12–14. Ну а основными потребителями являются лица трудоспособного возраста от 25 до 40.

Согласно той же официальной статистике на первом плане по количеству потребителей, как и раньше, остаются опиаты, на втором – смешанные вещества, а на третьем – марихуана.

Как гласят официальные данные, наркомании абсолютно без разницы, есть ли у жертв супруги и дети. На иглу или порошок «западают» и одинокие, и семейные. Одни покупают дорогостоящие препараты, другие умудряются выращивать коноплю. Но любое потребление психотропных средств всегда ведет к дырам в бюджете, потому что рано или поздно оно становится делом регулярным. И в итоге, когда наступает ломка, то есть больной не может преодолеть стойкое желание принять дозу, он начинает терять границы: если в кармане нет денег, то найдет их любым путем – начнет выносить из дома вещи, потом запросто пойдет на воровство, лишь бы найти средства на кайф.


Кто последний в добровольцы к наркологу?

– Еще несколько лет назад мы наблюдали картину, когда люди вовсе не хотели заявлять о своей беде, так как боялись, что эта информация сразу станет известна на работе. Кроме того, среди наркоманов есть дети высокопоставленных родителей, а им не выгодно афишировать эту тяжелую семейную проблему. Между тем в последнее время согласно новым изменениям в законе снизился срок наблюдения за пациентами. То есть раньше больной человек стоял на учете пять лет, а теперь – два-три года. И если он твердо решил вернуться к здоровому образу жизни, то сроки лечения и реабилитации оказываются вполне обозримыми, а когда виден финишный флажок, идти к нему гораздо легче.

Кто же сегодня приходит за помощью?

По слова Юлии Перминовой, приходят в первую очередь наркозависимые, то есть те, кто осознал проблему. А потребителей выявляют в рамках вторичной профилактики – на медосмотрах, при тестировании в школе. Обычно эти люди еще не понимают, что попали в ловушку: «Я разочек, я только попробую; да, употребляю, но не часто; у меня все хорошо, у меня все под контролем!». На самом деле все плохо, а часики уже тикают…

Что же становится той причиной, которая запускает в человеке наркомана? Являясь заместителем руководителя по детству и постоянно общаясь с подростками, Юлия Андреевна знает не понаслышке, что почвой для тяжелого недуга часто становятся конфликтные ситуации в семье или в школе, для ребят это достаточный травмирующий фактор, который потом способен «вылезти» не только психическим расстройством, но и осложняется потреблением психоактивных веществ. А купить их сегодня гораздо проще, чем лет десять назад. Сейчас «продавцы смерти» сами взахлеб предлагают услуги. И зависимым хорошо известно, по какому виртуальному адресу заказать очередную дозу и по какому реальному адресу – забрать ее из закладки.

В Тульской области лечение от недуга возможно как амбулаторно, так и в стационарах.

– Наши пациенты получают квалифицированную медицинскую помощь в нарокодиспансерах Тулы, Новомосковска, Щекина и Ефремова. Есть стационарное отделение и на базе Новомосковского центра реабилитации. В Туле также есть отделение неотложной наркологической помощи, – продолжает Юлия Перминова. – Большая часть потребителей – мужчины. Женщины составляют пятую часть от общего числа среди зависимых граждан. Если отдельно говорить о подростках, что их 60 от общего числа. Отрадным остается тот факт, что в нашем регионе сегодня нет детей с зависимостью от наркотиков. И женщин, и подростков возвращают к нормальной жизни в Туле. Всех ребят, которые имеют желание измениться, после лечения отправляют на реабилитацию в Новомосковский центр образования, где с ними занимаются подготовленные специалисты. При этом хочу отдельно отметить, что все лечение у нас – бесплатное, но, чтобы его получить, врач должен увидеть в пациенте реальную мотивацию к переменам. Что же касается принудительного лечения, то оно возможно только по постановлению суда.

За независимость надо бороться!

Говоря о частных клиниках, которые предлагают лечение нар­комании, Юлия Перминова назвала их скорой помощью для зависимых людей:

– Специалисты выезжают на дом, чтобы оказать кратковременную помощь, убрать болевой синдром, но это малоэффективно, потому что пациенту нужно не просто выйти из состояния ломки, а пройти комплексное лечение. Вот за таким серьезным лечением они потом идут к нам. И это непреложный факт.

По словам нашей собеседницы, на сегодняшнем этапе развития медицины добиться полного излечения нельзя, но можно добиться длительной ремиссии. А насколько она будет длительной – зависит от многих обстоятельств.

– Мы применяем медикаменты, снимаем детоксикацию организма, предлагаем пролонгированные препараты, которые снимают наркозависимость. Кстати, те лица, которые стоят у нас на учете и участвуют в специальной программе «Точка трезвости», могут получать такие препараты бесплатно. Но чтобы изменить мировоззрение потребителя, надо обязательно взаимодействовать с его окружением и семьей, ведь после проведенного лечения он вернется в свой социум, столкнется с теми же проблемами, которые привели его к потреблению наркотиков, и, если ничего не изменилось, может снова взяться за старое. Поэтому лечение наркомании – это комплексная работа, которая невозможна без работы с близкими. А это, как правило, созависимые и ведомые, из которых наркоман вьет веревки. В нашем Тульском наркодиспансере такая комплексная работа ведется. И по опыту могу сказать, что далеко не все созависимые люди имеют желание работать над собой. Многие считают, что проблема наркомана касается только этого наркомана, а коль так – лечите его сами, а мы посмотрим на результат. А результат будет тогда, когда идет полноценное лечение. Когда пазл соберется правильно, ремиссия будет достаточно длительной. И если одни держатся год, то другие – всю жизнь. И если пациент прошел лечение, наблюдался в порядке действующего законодательства, его снимают с диспансерного наблюдения и снимают все ограничения. А это тоже существенный факт на пути к полноценной жизни.



Если вы или ваши близкие нуждаются в помощи специалиста, записаться на прием к доктору можно даже анонимно. Телефон горячей линии 8 (4872) 36-63-49 работает круглосуточно.


Людмила ИВАНОВА

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий