Григорий Служитель: Эксклюзивное интервью перед встречей с туляками

Лекции

Григорий Служитель: Эксклюзивное интервью перед встречей с туляками

09 июня, 16:11

Актер Григорий Служитель в 2018 году впечатлил читающую Россию, опубликовав дебютный роман «Дни Савелия». Простая на первый взгляд история бездомного кота, повествующего о своей и окружающей жизни, подкупила человечностью, близкой каждому интонацией повседневности. 9 июня в рамках проекта « Музейное лето» Григорий Служитель приедет в Тулу, чтобы пообщаться с посетителями творческого индустриального кластера «Октава».

– Мы поговорим о том, что такое современная литература, какие есть направления, тенденции. Я не литературовед и не литературный критик – скорее сам в роли такого же матроса на большом корабле. Мне хотелось бы, чтобы это была не лекция, не мое выступление, а обмен мнениями, в котором есть две стороны. В последнее время особенно хочется видеть живых людей, их глаза. Любая поездка – это в первую очередь живое общение.

– Доводилось ли раньше встречаться с тульской публикой?

– Нет, ни разу. Участвовал в писательских встречах в Ясной Поляне, но в Туле был только проездом.

– Вам как матросу с большого корабля русской литературы каким кажется его маршрут?

– Выводы делать трудно, но, мне кажется, в последнее время крен идет в сторону нового, непонятно еще какого реализма. Можно предположить отход от фэнтези и фантастики, которые всегда представляют собой метафору, гротеск, доносящий какую-то простую мысль. Мы же живем в реальности, которая кроет с лихвой любую фантастику. Думаю, мы движемся в сторону гуманистического реализма. Каждый писатель создает свой реализм и проверяется тем, насколько правдоподобен его художественный мир. Например, у Чехова – это же не реализм, а свое особое пространство.

– А какой художественный мир у писателя Григория Служителя?

– Мой мир, конечно, в некоторой степени неправдоподобен. Потому что таких котов, как Савелий, я не знаю, и тут в общении с читателями действует принцип – доверяют они автору и его миру или не доверяют. «Дни Савелия» – не метафора и не гротеск. Это такой зыбкий реализм. Мне хотелось создать реальность, в которой отражена наша повседневность, дома и улицы, люди, которые стали прототипами тех или иных героев.

– То, что ваш роман стал таким популярным, удивило?

– Ожидать успеха я не мог, это было для меня большое удивление. Конечно, я понимал, что роман получился – иначе бы я его никому не показал или даже не закончил. Помогли люди, которые его прочитали – в частности, Евгений Водолазкин, с которым мы стали большими друзьями.

Вести повествование от лица кота придумал не я – такое было еще в средневековом эпосе. Хотя и рассказывал я не о коте, а о городе Москве. Наверное, это смешение котофилии с таким экзистенциальным москвоведением. Текст романа уже живет независимо от меня, его собираются ставить, есть планы и с анимацией. Его жанр мне кажется близким к исповеди, он не ставит цели кого-то чему-то учить, наоборот – стремится поговорить на равных, на уровне горизонта.

Литература, по вашему мнению, не должна быть назидательной?

– Мне кажется, не должна. По сути литература – нравственная сама по себе, а любые затраты человека на чтение увлекают его в сторону гуманизма. Но я не люблю, когда художественные тексты используют как трибуну. К тому же ни у кого это не получалось, в этом не так много художественного. Сейчас все устали от ора, от раздирания людей направо и налево. Литература должна максимально избавиться от политической ангажированности. Скажем, тексты классической литературы нравственны в своей основе, и большего нажима не требуется.

– Что посоветуете читать из современной литературы?

– Есть много прекрасных русских авторов. Например, Михаил Шишкин с его «Взятием Измаила» и «Письмовником». Сухбат Афлатуни – это псевдоним Евгения Абдуллаева – написал очень большой русский роман «Поклонение волхвов». У Александра Григоренко есть замечательные «Мэбэт» и «Потерял слепой дуду». Это помимо Евгения Водолазкина, который не нуждается в дополнительной рекламе.

Актер и одновременно писатель – не такое уж частое явление. Помогает ли сценическая работа литературному труду?

– Мне очень помогает. Диплом у меня театральный, но с литературой я хотел быть связанным всю жизнь. Меня даже брали в Литературный институт, но я ушел в ГИТИС – как будто понимал, что литература от меня никуда не уйдет. На сцене я могу отдыхать. Актерское дело легче, воздушнее, аморфнее, а литература – тяжелый душевный труд. Так что для меня смена двух дел – это переключение скоростей.


Григорий СЛУЖИТЕЛЬ

Родился 8 июля 1983 года в Москве.

В 2005 году окончил режиссерский факультет ГИТИС (мастерская Сергея Женовача).

Актер московской Студии театрального искусства. Среди ролей – Коровьев в «Мастере и Маргарите» по Михаилу Булгакову, Кругель в «Игроках» по Николаю Гоголю, граф Функендорф в «Захудалом роде» по Николаю Лескову, Иван Гаврилович Ярцев в «Трех годах» по Антону Чехову.

Дебютный роман «Дни Савелия» занял второе место премии «Большая книга» в голосованиях жюри и читателей, получил прз читательских симпатий премии «Ясная Поляна».