Общество

01:14, 15 марта 2023

Тульское управление Минюста назвало нарушения, из-за которых отказывают в регистрации НКО

Тульское управление Минюста назвало нарушения, из-за которых отказывают в регистрации НКО

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области проведен анализ причин, послуживших основаниями для принятия решений об отказе в государственной регистрации некоммерческих организаций в 2022 году, который позволил выявить ряд наиболее часто встречающихся нарушений требований законодательства Российской Федерации в документах, представляемых на государственную регистрацию.

По результатам рассмотрения документов, представленных в Управление для государственной регистрации некоммерческих организаций, установлено, что типичными нарушениями законодательства Российской Федерации, допускаемыми некоммерческими организациями в документах, представляемых для государственной регистрации, являются:

 — нарушение порядка оформления документов, представляемых для государственной регистрации некоммерческих организаций:

в том числе нарушение порядка заполнения, оформления, представления форм заявлений и принятых организациями решений, представляемых некоммерческими организациями в электронном виде.

 — нарушение требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к содержанию уставов некоммерческих организаций.

Обзор ошибок, допускаемых при оформлении заявителями документов, представляемых при государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе при оформлении форм заявлений

1. Приказом ФНС России от 01.11.2021 № ЕД-7-14/948@, вступившим в силу 18.12.2021, утверждена новая редакция формы № Р13014 «Заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц».

Однако на государственную регистрацию продолжают поступать заявления по недействительной форме № Р13014, ранее утвержденной приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.

2. Формы заявлений, представляемых на государственную регистрацию некоммерческих организаций, заполняются с нарушением Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.

3. Наименование, указанное в конкретном пункте Устава организации и в протоколе, не идентично наименованию, указанному на титульном листе Устава организации и в заявлении по форме при создании № Р11001.

4. Сокращения адресных объектов в формах № Р11001, Р13014 заполняются в нарушение Требований, утвержденных Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ (ред. от 15.08.2022) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Обзор типичных нарушений, допускаемых при оформлении решений (протоколов) некоммерческих организаций

1. Согласно п. 4 ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколе, представленном на государственную регистрацию, должны быть указаны, в том числе, дата, время и место проведения собрания, сведения о лицах, подписавших протокол.

Однако в большинстве случаев в представляемых протоколах указанные сведения отсутствуют.

2. Также в силу п. 5 ст. 50 ГК РФ некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью, то есть не менее 10 000 руб.

Однако часто в решениях о создании некоммерческих организаций, уставами которых предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, отсутствуют сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица либо имущество образовано в меньшем размере, чем установлено законодательством.

Обзор ошибок, связанных с наличием в уставах некоммерческих организаций положений, противоречащих федеральному законодательству

1. Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности юридического лица, то есть отражать цели и виды деятельности, предусмотренные его учредительными документами.

Однако в наименованиях ряда некоммерческих организаций не содержится указания на характер деятельности организации либо указанный в наименовании организации характер деятельности не отражает цели и предмета деятельности, указанных в её уставе.

2. Уставы некоммерческих организаций содержат формулировку: «организация вправе осуществлять иные виды деятельности» либо содержат виды деятельности, не соответствующие целям создания организации, что является нарушением п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Таким образом, в уставе некоммерческой организации должен быть указан исчерпывающий перечень видов деятельности, в том числе видов приносящей доход деятельности, осуществляемых организацией.

3. Исключительная компетенция высшего органа управления определена ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 65.3 ГК РФ (для корпоративных некоммерческих организаций), другими статьями ГК РФ с учетом соответствующих организационно-правовых форм. Однако в нарушение вышеуказанных требований законодательства вопросы исключительной компетенции высшего органа управления в некоторых уставах содержатся не в полном объеме или предусматривается их передача иным органам управления.

4. В нарушение п. 5 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в уставах, представленных на государственную регистрацию, отсутствует описание символики некоммерческой организации при одновременном указании на ее наличие и возможность использования.

Обзор ошибок, связанных с подачей документов через Единый портал государственных и муниципальных услуг

В нарушение ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не соблюдаются требования к оформлению документов, представленных на государственную регистрацию, установленные Приказом ФНС России от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1267@ «Об утверждении Порядка взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в форме электронных документов, а также требований к формированию таких электронных документов» (далее — Приказ), а именно:

1) в нарушение п. 9 Приказа протокол, устав и иные документы (за исключением заявления, уведомления, сообщения) загружается в контейнер не в виде отсканированных с бумажного носителя документов, соответствующих п. 10 Приказа, а в виде документов в формате tif, pdf.

2) в нарушение п. 11 Приказа электронные документы, представленные на государственную регистрацию, подписаны усиленной квалифицированной подписью лица, не являющегося заявителем.

В целях недопущения ошибок при оформлении документов, предоставляемых для государственной регистрации, рекомендуем заявителям:

 — изучать нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность некоммерческой организации, в том числе Административный регламент Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 26.09.2022 № 199, Приказ ФНС России от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1267@ «Об утверждении Порядка взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в форме электронных документов, а также требований к формированию таких электронных документов».

 — знакомиться с информацией по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, размещенной на официальном интернет-сайте Управления, официальных сайтах ресурсного центра Правительства Тульской области и Ассоциации «Совет муниципальных образований Тульской области», а также на информационных стендах в помещении Управления и в информационных буклетах.

 — обращаться за консультацией к специалистам Управления перед подачей документов лично или по телефону: 8 (4872) 26-81-63, доб. 312, 313.

Информация о графике приема размещена на сайте Управления to71.minjust.gov.ru/ru/ в разделе в разделе «Некоммерческие организации — График приема граждан и документов».

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий