NULL

Культура

12:13, 03 августа 2023

О чем молчит душа

Добро пожаловать в мир сюрреализма и фантасмагории. Здесь праздник рождения приобретает новые краски, здесь Вода и Камень имеют память, здесь утро Дали в запутанный период его жизни; Божья благодать теперь запечатлена на картине специально, чтобы ее смогли увидеть обычные люди, а на портретах нарисованы чужие лица. Все это – на выставке художника Никаса Сафронова «О чем молчат картины».

Но картины молчат о многом, так же как молчит и человеческая душа. Для того чтобы понять искусство, нужно заглянуть глубоко в себя, отыскать то, что никто не мог найти. Человеческая душа полна загадок и секретов – так, может быть, в этом и кроется секрет картин?

Экспозицию – условно – можно поделить на три части: в первой – сюрреализм в чистейшей концентрации; его можно выпить как дорогое вино, но послевкусие у каждого останется разное. Здесь «Театр вечности на фоне гор» – не просто портрет знаменитости: на плече Одри Хепберн – атлант, будто бы держащий ее шею, а сама актриса сливается с каменным монументом – для художника она была эталоном кинематографа, вечный образ, который останется в сердцах людей. «Человек, манипулирующий временем» – самая настоящая отсылка к Сальвадору Дали, которым вдохновлялся Никас Сафронов: вместо головы у героя – часы, и картина больше напоминает «Непостоянство памяти» великого испанца.

Отличительная черта сюрреализма Никаса Сафронова – замена лиц. Больше это касается портретов. Он поступает так: берет картины художников, например, Чарльза Джерваса или Джошуа Рейнольдса, и заменяет лица на другие. Так, например, в работе появляются кубы, головы людей заменяются на головы животных, и даже мисс Абинктон, актриса семнадцатого века, которая прошла путь от простой уличной певички до светской дамы, представляется как кошка, которая с помощью своих когтей смогла уцепиться за свое место под солнцем.

Вторая часть – графика: автопортреты Никаса Сафронова настолько живые, что кажется, будто смотришь на фотографии, а не на рисунки. Каждый из них выполнен с помощью сангины, и кажется, будто на зрителя смотрят настоящие, живые люди. Центр экспозиции графики – архимандрит Илия: через картон будто чувствуешь свет и добро, исходящие от него. Чувствуешь, видишь, буквально ощущаешь всю красоту Ирины Понаровской, печаль и тоску Майкла Джексона.

Третья часть посвящена стилю авторства самого Сафронова – Dream Vision. Суть этого стиля заключается в том, что поверх холста он кладет несколько слоев краски и только потом мастихином счищает краску, открывая рисунок. Смысл заключается в том, чтобы придать картинам 3D-эффект, но еще – чтобы у зрителя осталось чувство пробуждения ото сна. Картины, выполненные в такой технике, ощущаются как воспоминания, почти забытые, но обрывочно возникающие в голове; или как долгий сон, который человек забывает сразу же, как только просыпается.

И это – то, о чем молчат картины, то, что они хранят в себе, и то, что в своей памяти может сохранить человек.

Сам Никас Сафронов рекомендует смотреть на эти картины так: сначала вблизи, а потом отходить на несколько шагов назад – чтобы увидеть все через дымку.

Выставки Сафронова проходят по всей России, но в Богородицкий дворец-музей она приехала во второй раз и произвела такой же фурор, как в первый. Познакомиться с фантасмагорией, посмотреть сюжеты картин и прикоснуться к легкой дымке своей мечты можно будет до 4 октября.


Александра МИЛЮТИНА

Геннадий ПОЛЯКОВ


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий