Культура

00:00, 22 июля 2017

Обитатели страны грез

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Интерьерная кукла уже давно популярна в разных странах, создается она исключительно вручную и малыми тиражами, а то и в единственном экземпляре: ни один уважающий себя мастер не станет копировать уже созданное – ему это попросту неинтересно.
Такого рода вещь, разумеется, не является игрушкой для малыша. Прежде всего она – арт-объект, которым хочется любоваться. Выставки подобных предметов искусства устраиваются повсеместно, причем даже на международном уровне.

Когда входишь в мастерскую Натальи Степановой, кажется, что все, созданное ею, тебе знакомо: это обитатели некой волшебной страны, персонажи сказок детства. Степенные зайчихи в оборках из английского ситца, лукавые феи, плюшевые медведи – друзья из прошлого, их помнит каждый, ведь известно: «детское живет в человеке до седых волос...»
– Все поколения в нашей семье рукодельничали, – рассказала мастерица. – Моей бабушке от матери досталась машинка «Зингер», и она этим ремеслом зарабатывала на семью и в войну, и в послевоенное время. Я рано осталась без отца и помню, как дедушка, который заменил его, на десятилетие подарил мне подольскую швейную машину – ручную, уже потом я ее переделала в ножную, и она прослужила еще долго…
Наталья шить начала очень рано, после окончания школы выучилась на профессионального закройщика, заказов всегда было много – как у всех профессионалов, но… Восемь лет назад, гуляя с подругой по Туле, она случайно зашла в Выставочный зал – на выставку авторских игрушек, где проводился мастер-класс, и просто влюбилась в интерьерных кукол.
Это оказалось не просто увлечением, но делом жизни: Наталья стала всерьез изучать технику изготовления, училась на курсах в Москве. И быстрее других перенимала все навыки, поскольку руки у нее умелые, хорошо чувствуют ткань, другие материалы.
О своих «питомцах» Наташа рассказывает, как о живых существах, впрочем, может быть, так оно и есть, ведь в каждую работу вложена частичка души.
– Я копирую игрушки только на мастер-классах, когда изучаю технологию изготовления. А потом начинаю создавать свои варианты, которые рождает фантазия. Первые мои изделия были в стиле известной куклы Тильды, о которой многие слышали. Она была создана в Норвегии молодой мастерицей Тони Финангер: наив­ное существо с длинными руками и ногами, с примитивно изображенным лицом, тем не менее, покорило весь мир. Мои «тильдики», как называют игрушки в этом стиле, перенесены на русскую почву – адаптированы к нашим национальным куклам, с моим собственным видением, и, конечно, похожи на тех, что наши бабушки шили когда-то. Вот смотрите: кукла Фрося, кукла Иванка – мягкие, с добрыми улыбающимися лицами…
Следующими в коллекции Степановой стали мишки-тедди, но не в стиле классических английских, а скорее похожие на медвежат советской эпохи. Наталья даже делает их не из искусственного меха, а из плюша, который покупает или получает в подарок от разных людей. Каждому медвежонку дает имя, даже тем, которых создает на продажу: так игрушка сразу «прорисовывается», получает индивидуальность.
– Конечно, я много читала об истории кукол, о том, что они сопровождали человека всю жизнь еще с античных времен. В качестве оберегов, ритуальных вещей были известны еще в Древнем Риме, Египте. В раннем Средневековье их изготавливали кукольники, которых порой уличали в колдовстве – оживавшая на глазах кукла казалась чем-то мистическим… Кукол делали из разного материала: в начале XVII века в Нюрнберге стали производить из гипса – хрупкие игрушки разлетались от первого удара, но потому и были недорогими. Потом была эпоха деревянных, фарфоровых, восковых кукол – эти последние были просто произведениями искусства, над каждой работало по нескольку десятков человек…
По сути, до начала поточного производства все куклы были авторскими и не всегда предназначались для детей, они были принадлежностью взрослых – забавой или даже показателем материального положения владельца. Но в истории этих вещиц handmade первой интерьерной куклой все-таки считается «Маленькая танцовщица», представленная в 1881 году на выставке Эдгаром Дега…
Редкий человек, каким бы серьезным и деловым он ни был, глядя на игрушку ручной работы, может оставаться равнодушным: это ведь не китайский ширпотреб поточного производства, сделанный неизвестно из какого материала. В процессе работы над авторской куклой обдумывается каждая деталь, а если она изготавливается по заказу, ей придаются черты будущего владельца – это оригинальный подарок, от души.
Но вообще Наталья Степанова неохотно расстается со своими произведениями: некоторые так и остаются стоять в застекленном шкафу, подальше от чужих глаз. А бывают случаи, когда продает с радостью: к примеру, год назад мужчина купил у нее розового зай­ца – жена ждала ребенка, и он очень надеялся, что родится дочь. Так и вышло, и недавно они, уже с коляской, подошли к Наташе, которая выставила своих красавцев на фестивале в Крапивне, и приобрели у нее для своей маленькой Алисы лисичку, ежа, мишку – целый зоопарк.
– Куклы изготавливаются в разных техниках и из разных материалов: я посещала мастер-класс, где нас обучали создавать грунтованный текстиль, что на ощупь напоминает фарфор, – Наталья выкладывает на стол трех фей с волосами разного цвета, которых в шутку называет «группа «Виагра». – Я считаю, что подобные вещи в жизни людей оказываются чем-то большим, нежели просто предмет декора. Кто-то говорит о загадочных качествах, а мне в авторских куклах видится доброта, которая сопровождает человека всю жизнь…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий