Культура

10:05, 02 ноября 2018

Попытка обреченного взлететь

Так определил вкратце режиссер Дмитрий Краснов содержание спектакля «Земля Эльзы», поставленного им по одноименному произведению молодого автора Ярославы Пулинович.

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

– Именно это стремление главных героев привлекло в данном материале, – поделился Краснов. – Легкой жизни на земле ни у кого не бывает, но каждому судьба дает шанс взлететь – хотя бы один, в разные периоды жизни, порой даже в старости. Этим и отличаются люди с верой в душе: она помогает им надеяться, ждать, не озлобляться. Есть и другая категория людей – готовых «подстричь крылья» тем, кто мечтает, и делают они это с большим удовольствием. Посмотрите, как в нашем спектакле все озлобляются, даже объединяются против Эльзы и Василия, осмелившихся полюбить в преклонном возрасте, пытающихся претворить в жизнь свои нехитрые мечты. И чем выше человек поднимает голову, тем сильнее желание окружающих прихлопнуть его, – парадоксально, но именно на этой теории существует мир: на контрасте черного и белого, высокого и низкого…
Сибирская деревня, глухомань. Серые дома, серый дождь и – такая же серая жизнь и тоска: художнику-постановщику Александру Дубровину удалось создать декорации, которые определяют настроение персонажей.
Тема пьесы – нестандартная для довольно молодого автора: о любви пенсионеров Эльзы (Наталья Савченко) и Василия (Дмитрий Краснов) и отношении к этому их родни и соседей.
Чувства окружающих схожи – зависть, эгоизм. Соседки (Ирина Федотова, Ирина Васина) изводятся: «Почему у Эльзы все получилось, хоть и в старости, а у меня нет?» Дети обоих пенсионеров (Марина Борисова, Тимур Курбангалеев, Елена Берестнева, Лариса Киеня) обеспокоены вопросами наследства. И все это вместе взятое сплетается в клубок из гордыни, самоутверждения за счет унижения и растаптывания других, что на сцене показано очень тонко.
Пьеса написана не так давно, но уже поставлена в театрах по всей России, ведь литературный материал очень сильный. Это настоящий реализм в современной русской драматургии – реализм без сгущения красок, при этом вобравший в себя и романтизм, и символизм, и даже мелодраму, но без «розовых красок». Недаром эту пьесу назвали «светлой трагедией повседневности».
– У всех разные мнения о пьесе и о нашем спектакле, что неслучайно: Ярослава Пулинович – сложный автор, – рассказала заслуженная артистка РФ Наталья Савченко. – Возможно, литературоведы дадут свое определение произведению, но я могу сказать только одно: никогда не играла ничего подобного. «Земля Эльзы» – спектакль прежде всего о женской судьбе без прикрас, и когда мне удается со сцены обращаться к современницам, быть откровенной, то это дорогого стоит. Пьеса, в которой я могу сказать больше, чем написано, по моим актерским меркам – хорошая. Я – артистка, которая любит играть, а репетиции… ну, надо и через них пройти. Но тут я получала колоссальное удовольствие и от репетиций, когда знакомилась со своей героиней…
О чем повествует «Земля Эльзы»? У старухи с необычным для российской сибирской деревни именем умер муж, ей – за семьдесят, кажется, и жизнь прошла, остались считаные годы. Но, оказывается, она и не жила еще.
Она родилась на Волге в семье этнических немцев, отца расстреляли в 40-м году ХХ века, а Эльзу вместе с сестрой и матерью выслали в Сибирь…
Счастья, в том числе семейного, у нее не было – сплошные испытания и унижения. Это рассказ про то, как многие проживают свою жизнь будто на черновик, и про повсеместный эгоизм, это сказка для взрослых про то, что долгожданная встреча двоих возможна.
Эльза и Василий условно представляют два лагеря, на которые сегодня разделились наши со­оте­чественники по отношению к прошлому своей страны, к истории России. Эта удивительная женщина принимает все реалии того жестокого времени, в котором прошла и проходит ее жизнь: «Время такое было… Кого мне винить? Я же счастлива, у меня все есть: дочка, внучка, правнучка…» Василий же замечает: «А лагеря? А расстрелы? А эмиграция?» Впрочем, возможно, он не может простить себя – за свои же слабости, за собственный конформизм.
Эльза Александровна в исполнении Натальи Савченко – такая трогательная, не защищенная от злобы, которая окружала ее, «фашистку», всю жизнь. Ее монологи зрители в зале слушают, затаив дыхание:
«Когда жила в детском доме, я ждала маму и верила, что дальше все будет гораздо лучше. Потом мы жили с мамой, я была школьницей и знала, что очень скоро все изменится. А потом мы поженились с Петей, и я родила свою Ольгу и перестала верить. Поняла, что ничего не будет лучше. Что жизнь – она как паек в детском доме: дали тебе миску с похлебкой – и ешь ее. Не хочешь – другой не будет…»
Но вот наступило это «потом», и после смерти мужа-тирана Эльзе захотелось пожить. И тут с ней знакомится учитель географии, уволенный из городской школы «по возрасту», и он открывает женщине тот мир, который казался ей сказкой, окружает заботой, кормит конфетами и покупает розовое платье, о котором она всю жизнь мечтала, – чтобы повести в загс. А еще они решают продать городскую квартиру Василия и дом Эльзы, который ей – «как гроб», поскольку здесь и была угроблена вся ее жизнь, и уехать – чтобы повидать мир, хоть в старости.
Не каждому дано встретить в другом человеке родственную душу, почувствовать полное согласие и взаимопонимание – может быть, в первый и в последний раз в жизни. И за то, чтобы быть вместе, этим двоим предстоит заплатить высокую цену…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Миниатюрный мир

31 октября, 15:36

Сила короткого кадра

26 октября, 13:35

Под покровом веков

26 октября, 13:11

На эту же тему