Культура

12:53, 21 марта 2024

С праздником, Кукольный!

С праздником, Кукольный!

Наталья ПАНЧЕНКО
Фото: архив Сергея КОЗЛОВА

27 марта будет отмечаться учреждённый в далёком 1961 году Всемирный день театра. Тулу по праву можно назвать одним из театральных городов. Несколько государственных театров, большое количество частных, множество театральных студий…

Поздравляя наши творческие коллективы и желая им профессиональных успехов, расскажем сегодня о Тульском государственном театре кукол, тем более что 21 марта мы отметим ещё и Всемирный день кукольника, а 25 марта в 17-й раз пройдут праздничные торжества, посвященные Дню работника культуры России.

В преддверии всех этих празднований мы встретились с заведующим литературной частью Тульского кукольного Сергеем Козловым — он в этом году отметит 25-летие службы в прославленном творческом коллективе.

— Сергей Александрович, что, на ваш взгляд, самое примечательное в театре на сегодняшний день.

— Я считаю наш театр одним из лучших в стране. И это не натяжка и не самолюбование. Это, на мой взгляд, реальная оценка существующего положения дел. Во-первых, тульский театр — один из старейших в России, и сам этот факт уже придает ему какое-то значение, какой-то шарм большой традиции и большого развития. Во-вторых, с нами любят работать хорошие театральные режиссеры, профессионалы-кукольники. Когда они приезжают, мы видим, как они довольны и техническими цехами театра, и труппой. У нас какое-то время назад сформировался очень сбалансированный коллектив, в котором, может быть, впервые за многолетнюю жизнь театра собрались именно кукольники-профессионалы — те, кто получил эту специальность в театральных вузах. Это, кстати, редкость для многих театров страны

— Как вам удалось создать такой коллектив?

— Главный режиссер, работавший в 90-е годы, отправился в Нижний Новгород смотреть выпускные экзамены в театральном училище (там есть специальность «артист театра кукол») и довольно большой группе ребят сразу предложил приехать работать в Тулу. Некоторые из них приехали, закрепились. Им показалось у нас интересно, и они «перетащили» сюда еще несколько человек. По сути, эти артисты до сих пор остаются костяком нашего коллектива

— Это драматические артисты?

— Именно кукольники. Но есть несколько артистов, которые имеют основное драматическое образование. Впрочем, они довольно быстро овладели искусством работы с куклой и продолжают развивать свое мастерство. В какой-то момент у нас возникло желание сделать так, чтобы драматические актеры не очень «скучали» по драме, а кукольники совершенствовались не только как кукольники, но и как актеры, и мы начали ставить спектакли для взрослых — либо с участием кукол, либо чисто драматического плана. И это как-то очень поддерживало труппу в профессиональном смысле.

— Сколько сейчас актеров в труппе театра?

— Четырнадцать, и почти треть из них — профессиональные режиссеры, то есть они за время работы в театре закончили еще творческие вузы по специальности «режиссура». Есть у нас замечательный артист-кукольник Андрей Абрамов, кстати, один из «нижегородцев». Он поставил спектакль «Серая шейка». В 2017 году эта постановка получила Гран-при фестиваля «Золотое колечко» во Владимире.

— Большой успех…

— Да, это была большая удача во всех смыслах. Что этому способствовало? Во-первых, спектакль камерный. Тогда возникла мода на
камерные спектакли: их можно играть на маленькой сцене, отделяющей зрителя от актеров шагом-полутора и дающей возможность буквально «пригласить» зрителя на сцену. Во-вторых, удачна сама постановка. Я взрослый человек, но, когда впервые смотрел этот спектакль, смотрел его с раскрытым ртом. Очень интересные в нем, и их много, изобразительные «фишки». Только что была осенняя декорация, как вдруг — неизвестно откуда — зима. Не понимаешь, как это произошло, но озеро прямо на глазах «зарастает» льдом. Потрясающе!

— Использовались, конечно, специальные технические эффекты.

— У нас есть замечательный специалист в этой области — Виктор Иевлев, который занимается видеопроекциями. Да и сам Андрей большой мастер по фокусам. Как это у него получается? Знаете, он все может. Однажды мы ставили спектакль по стихотворениям в прозе И. С. Тургенева. В некоторых из них фигурирует собака. По эскизам сделали куклу собаки, но она Андрея не устроила. А на заднем дворе нашего театра очень долгое время жила дворняжка. И вот Андрей начал внимательно присматриваться к ее поведению: как она ходит, как поворачивает голову, как машет хвостом… Он полностью переделал куклу. Собака получилась — совершенно выдающаяся. Так что и в «Серой шейке» он много чего придумал. А недавно на фестивале в Калуге очень хорошо был принят его «Дон Кихот» по Сервантесу. Инсценировку написал известный тульский драматург Рагим Мусаев.

— Вы часто выезжаете со своими спектаклями. «Серую шейку» вне стен театра показываете?

 — На фестивалях — да. Спектакль хотя и мобильный, транспортабельный, что называется, и это очень ценно для любого кукольного театра, но его не очень вывезешь из-за необходимых при постановке спецэффектов. У нас администраторы просто «тоскуют» по спектаклям, которые можно вывезти. Ставим в основном для большой сцены, а чтобы показать спектакль в летних лагерях отдыха, или в школе во время учебного года, или в детском саду, в центре культуры, нужен камерный спектакль. Ротация «вывозных» постановок произошла как-то очень быстро. Там, куда нас приглашали, их уже посмотрели, и вот наши распространители «стонут»: дайте, дайте новые камерные спектакли.

— Что помогает работе театра?

— В первую очередь — сами артисты. У нас сумасшедше одаренная и до невозможности трудолюбивая труппа. Я иногда попадал на прогоны возобновляемых спектаклей. Репетиция! А они играют — «сумасшедше»! Спрашиваю: вы чего, собственно, из штанов выпрыгиваете? Это всего-навсего повторение пройденного. Но они по-другому не могут. Меня это восхищает. 

Нынешний руководитель театра Юрий Богородицкий замечательно, на мой взгляд, относится к артистам. Благодаря его заботам труппа сохраняет боевой творческий дух и работоспособность. Всё, что мы зарабатываем, мы зарабатываем в основном сами, спектаклями. Ну, и ещё гранты выручают. На эти средства приглашаются на постановки лучшие режиссёры и лучшие театральные художники страны. Именно на гранты мы сделали «Петрушку», «Сказку о мёртвой царевне», «Кентервильское привидение».

— Что ещё помогает вашему театру двигаться вперёд?

— Бываем на фестивалях, смотрим работы других театров. Видим удачный спектакль — спрашиваем, кто режиссер. Приглашаем его, и он или приезжает с новой идеей, или ставит понравившийся нам спектакль. Правда, сегодня, думаю, уже половина постановок театра подготовлена нашими же режиссерами. Актеры Андрей Абрамов, Сергей Буряков, Любовь Пахомова, Татьяна Еремеева получили режиссёрское образование и сами активно выпускают новые спектакли.

 — С кем из приглашённых режиссёров запомнилась работа?

 — Была отличная постановка Александра Стависского. Он преподает актерское мастерство и режиссуру на факультете театра кукол Российского государственного института сценических искусств в Петербурге. Кукольный балет «Петрушка» по И. Ф. Стравинскому он поставил совершенно замечательно. Работа с куклами там — великолепная, просто виртуозная. Этот спектакль мы возили в Италию, на Сицилию. Среди русских зрителей он произвёл настоящий фурор. Русская диаспора переезжала за нашей труппой из города в город, чтобы посмотреть его ещё раз. Стависский же ставил потом спектакль по «Железной старухе» А. Платонова. Он получился в чем-то авангардистский. Находки в нем есть поразительные. Есть еще один питерский режиссер, очень модный сейчас, с которым нам понравилось работать. Это Светлана Дорожко. Она ставила у нас «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». У нее свой особый стиль, специфическая манера создания спектакля, специфический подход к трактовке произведения. Для актеров в работе с ней было много необычного, неожиданного, иногда трудного. Спектакль получился в итоге очень интересный. А работать — негде.

— Вы показываете сейчас эти спектакли?

— Для этого нужна настоящая сцена, а мы сегодня играем в конференц-зале Тульской областной библиотеки Но мы стараемся: не только новые спектакли приспособили к этой сцене, но и все больше «старых» умудряемся на нее перенести. Говорить о каком-то удобстве для зрителей в зале библиотеки тоже, конечно, не приходится. В здании театра у них была возможность трансформировать свои сиденья так (у нас были установлены новые кресла), чтобы маленький ребенок мог сидеть выше и спокойно смотреть на сцену. Идет ремонт, ждем его окончания…

— Ваши артисты сильно по этому поводу переживают?

— Они занимаются искусством. Насколько этим можно заниматься в нынешних условиях. Но достойны они, безусловно, лучшего!

— Но вы и в этих непростых для себя условиях не просто выступаете, а ставите новые спектакли…

— Все наши цеха и отделения переправлены в Заречье в здание бывшего завода. Для репетиций там есть какое-то место, в котором, правда, зимой холодно, летом душно. Как артисты умудряются в таких условиях заниматься искусством? За время кочевья у нас появилось пять новых спектаклей, среди них «Лисичка со скалочкой» — по двум русским сказкам, «Золотой ключик», «Красная шапочка» — спектакли, которые ставятся так, чтобы их можно было играть на сцене конференц-зала библиотеки. Я поражаюсь нашим актёрам-режиссёрам — их выдумке, фантазии. Даже в таких условиях они готовят постановки, которые очень нравятся и детям, и взрослым.

— Залы по-прежнему заполняются?

— Поразительно — а может быть, и закономерно — но и в таких условиях зритель идёт на наши спектакли. И отзывы очень хорошие. Сейчас к нам приехал довольно известный режиссёр из Москвы — Валерий Баджи. Он 23 марта должен сдать спектакль «Летучий корабль». Получается, по-моему, интересно!

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий