Культура
15:50, 01 ноября 2023
Время и стекло: шедевры Императорского стеклянного завода
Елена Кузнецова
В тульском подразделении Государственного исторического музея откроется выставка «Шедевры Императорского стеклянного завода».
В Туле будет экспонироваться более ста произведений художественного стекла, изготовленных в XIX – начале XX века. С учетом того, что некоторые изделия – составные, в общей сложности из Москвы привезен 141 уникальный предмет.
Самый сложный в сборке экспонат – десертная ваза для фруктов, выполненная Львом Карамышевым по эскизам Ивана Иванова – создана в единственном экземпляре. Она состоит из 10 отдельных элементов, «запирающих» конструкцию за счет системы пазов. В результате ваза «держит сама себя». И это – лишь один из многих примеров мастерства, воплощенного в стекле.
Бокалы, кубки, стопки, фужеры, рюмки, кружки, стаканы, подсвечники, вазы, кувшины, штофы, компотница, крюшонница, креманки, тарелки, блюда, подносы, полоскательницы, графины, чернильный прибор, пасхальные яйца, а также уникальный стеклянный напрестольный крест – большинство этих изделий изготовлены по заказам Императорского двора и использовались для сервировки и украшения интерьеров во дворцах Императорского дома Романовых. С одной стороны, утилитарные предметы, с другой – бесценные шедевры.
Задача доставить эту коллекцию в Тулу была не рядовая: стекло, в принципе, сложно упаковывать и перевозить, а тут - резное, граненное, с большим количеством деталей. Притом, огромной ценности, как исторической, так и художественной. Все изделия, которые прибыли на выставку, объединяет не только изготовитель – Императорский стеклянный завод, но и высочайший уровень исполнения. От самого большого до самого миниатюрного, все эти предметы – произведения искусства.
Вот подносное блюдо – огромное, почти полметра в диаметре.
Когда государь приезжал по какому-то случаю в то или иное место, ему подносили хлеб-соль на подобном блюде. И, как случаев для использования подносных блюд, так и самих блюд существовало множество.
Только вот изготавливались они преимущественно из драгоценных металлов, фарфора, дерева.
Подносное блюдо из хрусталя – редчайший предмет. Их и создавалось немного, а тех, что дожили в сохранности до наших дней, и вовсе единицы. То, что выставляется в Туле, создано было для Николая I, чему свидетельство – императорский вензель в центре. По кругу вьется надпись: «От московского мещанского общества».
- Достоверно не известно, по какому именно поводу это блюдо изготовлено, но наиболее вероятный повод для его изготовления – коронация, ни больше ни меньше, - объясняет куратор выставки, заведующая отделом керамики и стекла Государственного исторического музея Елена Смирнова. - Это – высочайший уровень мастерства. Предмет очень тяжелый, очень большого диаметра. А для того, чтобы все это огранить и гравировать, блюдо требовалось держать на весу и подносить под определенным углом к инструменту. Здесь нужна не только большая физическая сила, но и исключительный глазомер: плоские предметы гранить чрезвычайно сложно – маленькая ошибка, и все рассыплется прямо в руках. Это блюдо, на первый взгляд, незатейливое – один из самых сложных в исполнении предметов на этой выставке.
Еще один редкий экспонат, выбивающийся из общего направления посуды и предметов декора – стеклянный напрестольный крест. Практически нет упоминаний о том, чтобы в литургии использовались кресты, чаши для причастия и другие атрибуты службы, изготовленные из стекла или хрусталя.
- В России традиция изготовления стеклянных предметов для литургии существовала с момента появления в обиходе стекла, - рассказывает Елена Смирнова, - но, в принципе, это не приветствовалось. Главным образом, потому что невозможно вообразить, что будет, если, к примеру, крест случайно разобьется во время богослужения или причастия. Поэтому, если и были заказы на подобные предметы, то на маленькие, очень компактные. Крест, который выставляется в Туле, был создан по заказу Новодевичьего монастыря. Изготовлен в конце XIX века лучшими мастерами Императорского стеклянного завода, автор эскиза – Петр Красновский, резчик – Михаил Амроков – это имена в мире художественного стекла. В результате их работы стеклянный крест выглядит, как сработанный из горного хрусталя чистой воды.
Впрочем, цвета на выставке тоже хватает.
К примеру, напротив входа в зал зрителя встречает тончайшей работы вазочка для варенья, в традиции своего времени украшенная тончайшей чеканки серебряной оправой и лепными фарфоровыми цветами.
Но самое интересное, пожалуй, – само стекло. Оно здесь двойное: снаружи бесцветное и прозрачное, а изнутри проложен тонкий слой стекла, не случайно названного «Золотой рубин» - для его изготовления употреблялось золото высокой каратности. Невероятной красоты оттенок, при разном освещение меняющийся от розоватого до пламенно-красного, дают именно ионы золота.
- Начиная со времени экспериментов Михаила Ломоносова, российское стекло вступило в эпоху процветания, - рассказывает куратор выставки. - Он придумал невероятное количество цветовых сочетаний, многие из которых могли пригодиться не только для изготовления мозаики, но и для предметов художественного стекла. Императорский стеклянный завод направил к Ломоносову учеников, тот наставил их, и, начиная с этих мастеров повелась традиция изготовления цветных стеклянных и хрустальных масс, не прерывавшаяся до конца существования завода. Впрочем, не прерывается она и по сей день. Вы ведь любите цветное стекло?
Выставка работает с 4 ноября 2023 года по 1 апреля 2024 года.
Возрастная категория: 6+.
Реклама
Ранее на тему
25 октября, 14:28
17 октября, 17:10
17 октября, 15:03
17 октября, 12:41