Образование и наука

15:13, 17 апреля 2024

Школьник мечтает о небе

Школьник мечтает о небе

Екатерина БАКШАЕВА

Дети разрабатывают маршруты для беспилотников, выводят новые математические тождества и с помощью компьютерной графики доносят открытия другим. Но как такое возможно?

В Тульской области 13 детей пересадили из-за школьных парт в кресла научных лабораторий, а в наставники дали лучших из областных профессоров. В результате они сделали передовые открытия, которые оценили на уровне 12 стран.

Нет, это не принудительное психологическое воздействие и даже не добровольный эксперимент. Просто в конце марта в Москве проходил международный форум «Шаг в будущее» — крупнейшее мероприятие Десятилетия науки и технологий в РФ. Учащиеся тульского лицея № 1 и алексинской гимназии № 18 представили на конкурсе проекты, над которыми каждый из них трудился более года. В результате четыре школьника получили от жюри дипломы второй степени, еще двое — третьей. Кроме того, учащемуся 11-го класса Максиму Лукашину присвоили звание члена-корреспондента Российского молодежного политехнического общества.

Путь к единому человечеству

Максим Земляницын — будущий выпускник 11-го класса тульского лицея. Еще в 2022 году он захотел создать алгоритм, который позволит летательным аппаратам анализировать местность и выбирать нужный маршрут.

Для решения такой задачи парню понадобилась старая добрая математика.

— Способ предполагал учет рельефа местности на основе применения многоагентных алгоритмов стохастического поиска.

Если перевести слова Максима на понятные нам, то получится следующее: у летающей машины нет человеческого разума, а поэтому мыслит она цифрами, перебирая всевозможные варианты (аварии, внезапные перепады давления и так далее). Соответственно, железный мозг может искать подходящую местность с помощью только одной темы в параграфе старших классов — теории вероятности. Эту мысль Земляницын и развивал до совершенства.

За разработку школьник помимо диплома второй степени получил грамоту Российского технологического университета «За успешное продолжение фундаментальной исследовательской работы с использованием материалов внешкольной программы». Исследование парень вел вместе с профессором Олегом Есиковым.

Максим увлекся наукой с раннего детства. Энциклопедии постепенно сменились на онлайн-лекции и математические головоломки. Школьник намерен идти дальше — к успеху.

— Когда речь заходит не о простом нарабатывании практики школьных олимпиад и ЕГЭ, а о реальных исследованиях и науке, слово «усталость» ко мне неприменимо. Ведь я мечтаю увидеть единое человечество, стремящееся к истине, собственными глазами. В будущем планирую стать учёным в области математики и информатики.

Новый Пифагор

Одиннадцатиклассница Виктория Полякова иногда чувствовала себя не в своей тарелке. Не по годам высокие амбиции могли показаться сверстникам странными, учителям — непонятными. Но в определенный момент всё изменилось.

В 7-м классе девочка попала в руки педагогов, которые увидели в ней потенциал и захотели помочь. Наконец-то рядом появились и ребята, готовые заниматься тем же самым, что и она.

На форуме Вика рассмотрела тождество, которого нет ни в одном учебнике по точным наукам. Пока нет.

— Мне очень нравилось работать над проектом, но помимо него была ещё подготовка к ЕГЭ и олимпиадам, которые тоже требовали много времени. Чтобы успевать делать все, пришлось составить удобное расписание дополнительных занятий. С ним стало проще контролировать прогресс, но это не уменьшало нагрузки. Иногда было очень трудно справляться с ней. Для этого я выделяла время на отдых с друзьями. После него было легче готовиться и работать.

Артемий Тропин учится только в 8-м классе, но перед сотнями людей он смог рассказать, как графические иллюстрации влияют на ход различных задач. Просто картинка на самом деле способна по-новому раскрыть число. У уверенного в себе и окрыленного одним делом парня есть пример, а точнее, кумир.

— Я заинтересовался наукой, как только начались алгебра с геометрией, и преподавать их начал мой любимый учитель Кирилл Владимирович Трушляков. Он — настоящий математик до мозга костей, живет этой наукой и заражает ей нас. Считаю его гением. Благодаря Кириллу Владимировичу мы работаем с большими объемами информации, которой многие ребята просто не получают, даже если хотят.

Пора и нам познакомиться с этим учителем поближе.

Гуру по чистой случайности

 — Работаю в лицее № 1 учителем математики и замдиректора по учебно-воспитательной работе, — рассказывает Трушляков. — Тружусь учителем уже 13-й год. Изначально не имел педагогического образования, потому что окончил ТулГУ по специальности «Прикладная математика и информатика». В 2010 году меня пригласили попробовать вести эти предметы в старших классах. Все так затянуло, что в дальнейшем получил педагогическое образование. Наш лицей участвует в форуме «Шаг в будущее» с 1996 года. За это время мы получали и Большой научный кубок России, и кубки первой, второй и третьей степеней. В этот раз ряд обучающихся выполнял проекты, связанные с техническими дисциплинами. Мы не могли предоставить им такое оборудование, но договорились с преподавателями ТулГУ, ЦКБА, которые стали научными руководителями и работали с ребятами. Наставниками были и учителя. Они старались выделить максимально возможное время для подготовки работ.

По инициативе Кирилла Владимировича в школу приходят некогда ее выпускники, добившиеся многого в профессии, и рассказывают о плюсах своей жизни. Реальный пример как нельзя лучше мотивирует детей творить и не бояться браться за новое. А форумы — это не только развитие научного мышления, но и экологичный способ самоутвердиться.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему