NULL

Персона

00:54, 27 мая 2022

Убеждение по схеме. Максим Ильяхов рассказал в Туле, как заставить читать текст

Убеждение по схеме. Максим Ильяхов рассказал в Туле, как заставить читать текст
Каждый когда-то слышал или видел признание: «Вот уже за десять месяцев я смог накопить на машину своей мечты – сможешь и ты, поэтому переходи по ссылке в описании!» Действительно ли это возможно и почему блогерам удается убедить людей переходить по нужной ссылке? С этого свою лекцию в творческом индустриальном кластере «Октава» начал Максим Ильяхов.

«Дальние дали тик-токи видали»: как заставить текст читать?

Картинка, проиллюстрированная фотографиями, схемами, графиками, – только половина работы. Необходимо грамотно оформить текст: шрифты, подзаголовки, проследить логику в этих заголовках и повествовании, сделать плавные переходы от абзаца к абзацу. Убеждение здесь – не только психология, но и фактор красоты.

Заголовок – самое главное. Например, «дальние дали тик-токи видали» – слишком размыто. А вот «как заработать миллион, снимая тик-токи» звучит лучше и выглядит солиднее.

– А что для вас «схема убеждения»?

– Чтобы убедить человека, нужно понять, в чем его главное «сопротивление» и почему в принципе требуется убеждение, попытаться подобрать этот ключ. Нет универсальной схемы: пытаешься работать с тем, в чем он сомневается. Единственный правильный путь – понять своего читателя.

– Может ли существовать убеждение с помощью авторского стиля?

– Очень редко, и, как правило, это работает наоборот. Когда у автора есть стиль, который транслирует его уверенность в себе, читатель, даже не разбираясь в содержании, чувствует: раз человек настолько уверен, то, наверное, он прав. Но, к сожалению, уверенность в себе очень трудно транслировать текстом.

– Существует ли харизма в авторском стиле?

– Существует, но это всегда блеклое отражение того, что можно показать при устном выступлении. Это хорошо работает в развлекательной литературе, художественной, там, где можно отдохнуть головой. В более серьезных вещах, наподобие политики, устные выступления работают гораздо лучше, чем текст.

– Вам ближе авторский стиль или инфостиль?

– Инфостиль – это своего рода авторский стиль. Не бывает такого, что в каком-то тексте нет авторского стиля, потому что он проявляется не в словах, а в том, как человек смотрит на реальность и как он аргументирует свою мысль. Это и есть авторский стиль, и какими словами писать – непринципиально.

Красивый слоган и свобода слова

– Насколько этично убеждать людей с помощью стиля или визуализации?

– Убеждением больше занимаются журналисты, политики, люди, которые вопрос этики решили в момент, когда они поступали на эту должность. Даже предоставляя информацию без единого искажения, журналист все равно выбирает, что ему показать, потому что невозможно показать все, что было. Скажем, два автомобиля столкнулись на перекрестке: сколько точек зрений на это событие? Обычный человек скажет, что две: здесь фигурируют два водителя. На самом деле у каждого из них есть семьи и дети, были прохожие, которые в этот момент находились на улице, были специальные службы, у них у всех есть коллеги, у коллег есть семьи. Это событие наполнено разными точками зрения, и журналист их показать просто не может. Поэтому всегда приходится выбирать, и этот выбор уже является элементом манипуляции.

– Текст – это все-таки творчество или ремесло?

– Я бы сказал творческое ремесло. Когда делаешь текст по чьему-то заказу, то это ремесло, и при этом текст это всегда творчество, потому что ты создаешь что-то с нуля.

– Должен ли инфостиль сопровождаться визуализацией?

– Визуализация – опора информационного стиля, она помогает донести все самое важное, ключевое.

– А может ли существовать одновременно смешение стилей?

– Оно, как правило, и существует: мы читаем газеты, и в статьях есть и разговорный стиль, и официально-деловой.

Инструкция о том, что делать, если очень хочешь написать книгу

Шаг первый: понять, о чем писать.

Шаг второй: писать, писать, писать.

Нет никакого секрета успеха в писательском поприще, нет нужных комбинаций, заклинаний и взмахов палочкой. Это труд ровно такой же, как закладывать кирпичи в фундамент здания – такой же тяжелый и продолжительный.

– Как отличить хорошую книгу от плохой?

– Если книга вам помогла в жизни, она хорошая. Все строго субъективно, и ключевое здесь – цель, с которой человек читает книгу, потому что с механическим чтением никакая книга не станет хорошей.

– Помогают ли плохие книги хорошо писать тексты?

– Очень важно, как ты читаешь. Механический процесс чтения книг абсолютно ничего не дает, нужно понимать, зачем ты читаешь. Например, если ты хочешь написать что-то художественное, выбираешь и соответствующую литературу, чтобы понять, как прорабатывать персонажей, выстроить сюжетные линии. Если не владеешь этой базой, сколько ни читай гениальных драматургов современности, ты не напишешь еще одну гениальную книгу.

– В каких случаях нужно писать книгу, а в каких – нет?

– Если вы готовы вложить силы в свое произведение и издать его, не вижу ни одной причины этого не сделать, потому что написать книгу лучше, чем ее не написать. Но писать книги ради денег точно не стоит – это один из мифов писательства. Точно стоит писать тогда, когда в тебе есть материал, который тебе кажется правда ценным и которым легко поделиться с миром.

– Какие еще есть мифы про писательство?

– Вдохновение. Распространенные мифы заключаются в том, что писательство – это легкая работа и все писатели работают на вдохновении. 89 процентов работы писательства – это дисциплина и механический труд.

Александра МИЛЮТИНА

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий