Общество

00:00, 12 мая 2018

Главный урок

Сергей МИТРОФАНОВ

В Тульском суворовском военном училище прошел урок мужества. Провел его Алексей Говоров – внук Маршала Советского Союза Леонида Говорова.

Перед началом необычного урока воспитанникам СВУ показали документальный фильм о фронтовых буднях военачальника. Кинолента повествовала: сначала в Леониде Александровиче увидели выдающегося артиллериста, затем – перспективного общевойскового командующего-стратега. 36 из 46 месяцев, в течение которых длилась Великая Отечественная, он командовал фронтом, причем одним и тем же – Ленинградским. За время войны Говоров прошел путь от генерал-майора артиллерии до маршала, стал Героем Советского Союза.
– Но становление моего деда как полководца произошло в ходе Московской битвы – на Бородинском поле, – поделился Алексей ­Сергеевич. – Да, пришлось и отступить, и сдать немцам Можайск. Это было тяжелое решение. Говоров в ту пору обратился к своему начальнику Георгию Жукову с предложением отвести советские вой­ска от Можайска, на что получил ответ: «Хорошо, я пойду навстречу вашим доводам. Но имейте в виду, что если не удержитесь на следующем рубеже у города Звенигорода, то с вами поступят по законам военного времени». Это означало одно – высшую меру наказания. Как впоследствии выяснилось, решение деда отступить от Можайска было все-таки оправданным – удалось стабилизировать фронт, перегруппировать силы, получить подкрепление. В итоге Звенигород отстояли. Я с семьей посетил этот рубеж. Могу сказать: если бы тогда фашисты прорвались и подтянули дальнобойные орудия, то начали бы обстреливать оттуда столицу. Но им сделать этого не дали.
После Москвы Леонида Говорова перебросили под Ленинград, где перед ним поставили важнейшие задачи: удержать город на Неве, не допустить его разрушения гитлеровской артиллерией и накопить силы для прорыва блокады. Леонид Александрович поехал на передовую. Увиденная там картина удручала.
– Земля успела промерзнуть, поэтому окопы бойцы отрыли не в полный рост, – продолжил внук маршала. – Мой дед взялся за создание сплошной фортификационной линии укрепрайонов вокруг города, приказал отрыть окопы в полный рост, благодаря чему потери от пуль и осколков тут же сократились. Потом организовал борьбу с пушками противника. Кстати, суточной нормой для наших артиллеристов считались всего два-три снаряда на ствол. Говорить о серьезном противостоянии вермахту при таком положении, конечно, не приходилось. Поэтому Говоров наладил снабжение советской артиллерии снарядами.
– Права на ошибку мой дед не имел. И он не боялся гнева Сталина, а понимал: ему нужно спасти ленинградцев, – подытожил Алексей Говоров.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий