Общество

10:49, 01 февраля 2019

Хлеб, который всего вкусней

 Арсений АБУШОВ
 Сергей КИРЕЕВ

О своем блокадном детстве Татьяна Петрова не знает ровным счетом ничего. Изоляция Ленинграда началась за день до второго дня рождения девочки.

О том, как выжила и через какие суровые испытания пришлось пройти ей и ее семье, мама Ирина Петровна рассказывать не то что не любила – не могла.
– Я начну выспрашивать – самой ведь хотелось все, что называется, из первых уст узнать – а мама только вроде как с духом соберется, только начнет рассказ – и тут же в слезы. Не могу, говорит, сил нет даже вспоминать. Я потому и не настаивала, жалела ее, а вот теперь жалею, что не упорствовала, – уже сама сквозь слезы делится воспоминаниями Татьяна Ивановна.
Если что и удалось из тайников родительской памяти выудить – это рассказ про то, как парализованная бабушка, в общем-то и не родственница даже, но волею судьбы оказавшаяся в семье, отказалась ради маленькой Танюшки от своей пайки хлеба.
– «Кормите Таню», – сказала она. И вот, по маминым словам, мне делали из хлебного мякиша соску, с которой я могла ходить целый день. А еще она частенько повторяла, что, если бы не две старшие сводные сестры – дочери отца от первого брака, может быть, и не выжили бы мы все. Ирина и Вера со мной нянчились, а мама работала, – нахлынувшие воспоминания не дают высыхать слезам на лице Татьяны Ивановны.
Отец ее, Иван Михайлович, погиб в 1942 году. Уже немолодого мужчину, отметившего полувековой юбилей, вернувшегося с финской войны, в этот раз на фронт призывать не стали, но отправили рыть окопы на окраине Ленинграда. Там-то и случилось несчастье.
– Мы о смерти отца узнали не сразу. Он не вернулся домой, а спустя несколько месяцев нам сообщили, что он погиб, и показали яму, куда складывали трупы. Мама со старшей сестрой Ириной даже пытались в той яме искать тело отца. Но зима… все поиски оказались тщетны, – продолжает рассказ блокадница. – Уже после войны всех погибших на тех работах похоронили в братской могиле на Пискаревском кладбище. И я туда до сих пор приезжаю – поклониться праху отца.
В Туле Татьяна Ивановна оказалась в 22 года: муж, окончив Ленинградский военно-механический институт, получил распределение в столицу оружейников. Так всю жизнь здесь и прожила чета Петровых: он работал в КБП, она – на машиностроительном заводе, в отделе снабжения.
– Мне в жизни вообще повезло и в работе тоже. У меня начальник был понимающий. Видел, что по своей малой родине я тоскую, и он всегда готов был мне поспособствовать чаще бывать в Ленинграде, – с благодарностью рассказывает Татьяна Ивановна.
Последний раз Татьяна Петрова в Ленинграде (а по-другому свой родной город она и не называет – не может, язык не поворачивается) была буквально несколько дней назад – приезжала на новогодние каникулы с дочерью. Да и вообще частенько наведывалась в город на Неве. Сейчас, правда, многое зависит от здоровья: позволит оно – едет не задумываясь, а на нет, как говорится, и суда нет.
В Татьянин день у блокадницы многолюдно. Правда, именины – отнюдь не главный повод. 27 января – День воинской славы России, день избавления Северной столицы России от немецких захватчиков.
– Правительство Санкт-Пе­тер­бурга учредило памятную медаль «В честь 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». Этот знак вручают тем, кто награжден медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда», – отмечает начальник отдела социальной защиты населения по Туле Ольга Чижова. – В Туле таковых проживает 55 человек, а всего в области – 111. Вместе с медалью блокадникам вручаем продуктовую посылку от губернатора Алексея Дюмина.
Татьяна Ивановна вниманием польщена. Говорит, что по этому случаю обязательно дома вечером будет праздник. А на столе, несмотря ни на какие разносолы-деликатесы, главным продуктом навсегда останется черный хлеб.
– Вы не сможете меня понять, да и не дай бог это понять больше никому и никогда. А я через всю жизнь пронесла любовь к черному хлебу, я ничего вкуснее не ела…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий