Общество

09:49, 11 апреля 2024

Путь славы 16-го бепо. В Туле воссоздали бронепоезд времен Великой Отечественной

Путь славы 16-го бепо. В Туле воссоздали бронепоезд времен Великой Отечественной

Сергей МИТРОФАНОВ
ФОТО: Геннадий ПОЛЯКОВ

Он появился в 1932 году на заводе «Красный Профинтерн» в Брянске и состоял поначалу из бронепаровоза, бронеплощадок с вооружением для отражения авианалетов, контро­льных платформ с балластом на случай подрыва путей противником (в итоге с рельс слетают только эти платформы, но не весь поезд) и пассажирских вагонов. И потом где только не стучали его колеса – в его боевой биографии три кампании! Речь – о бронепоезде № 16, который воссоздали в Туле и открыли в парке «Патриот» в преддверии празднования 79-й годовщины Победы.
IMG_0084.JPG

– Он защищал наш славный город от врага, участвовал в боях на самых опасных участках, курсируя по железнодорожным путям, чем внес свою лепту в Победу, – произнес на торжественной церемонии открытия военно-мемориального комплекса первый замгубернатора Тульской области Дмитрий Миляев. – Все мы прекрасно понимаем, насколько важна сегодня задача военно-исторического образования, патриотического воспитания. Думаю, что наш город и парк «Патриот-Тула» станут еще более интересны как самим тулякам, так и гостям региона. Я от имени губернатора Алексея Дюмина хочу поблагодарить всех, кто участвовал в создании этого комплекса: это и коллектив железнодорожников, и представители оборонно-промышленных предприятий. Теперь надо надлежащим образом этот комплекс содержать и продолжать развивать парк.

IMG_0158.JPG

По мнению Миляева, мемориал станет новой точкой притяжения молодежи, сюда будут приходить многочисленные экскурсии как тульских школьников, так и, возможно, учащихся из других регионов.

– Мы с вами продолжаем большущую работу, проводимую как в области, так и по всей стране, – защищать чистоту исторической памяти, – добавил он. – Помнить подвиги дедов, прадедов – наша святая обязанность. На примере этих подвигов и будем воспитывать подрастающее поколение.

До прибытия на Тульскую землю (напомним, это произошло осенью 1941 года) 16-й бепо, как раньше называли бронепоезда, по­участвовал в Советско-финляндской войне. Подразделение под командованием майора Карасика, состоявшее из двух бронепоездов (легкого № 16 – командир старший лейтенант Хлюпин, а также тяжелого № 21, которым командовал капитан Тюльков), в составе 19-го стрелкового корпуса 7-й армии оказывало артподдержку пехоте РККА, штурмовавшей укрепления печально известной линии Маннергейма, а также поддерживало наступление 123-й стрелковой дивизии на участке Лейпясуо – Кемаря. Пятнадцать бойцов 8-го отдельного дивизиона бронепо­ездов, в который входил и бронированный герой нашей публикации, были отмечены орденами и медалями – например, командира дивизиона Карасика наградили орденом Красного Знамени. В начальный период Великой Отечественной войны бронепоезд № 16 оказался на юге, где охранял железнодорожный участок станции Туапсе – Сочи. Оттуда его направили на Западный фронт в район Жлобина (Гомельская область, Белоруссия). В дальнейшем перед советскими воинами поставили задачу защищать станцию Подписная в Смоленской области. Экипаж вступил в бой с немецкими танками и пехотой, подбил две единицы бронетехники, но и танкисты панцерваффе нанесли ощутимый ответный удар: попали в тендер и бронеплощадку. При этом броненосец железных дорог сумел все-таки выйти из-под огня к станции Фаянсовая, где прикрывал эвакуацию эшелонов. Затем по пути в Козельск спас от бомбежки отходивший в тыл санитарный поезд. Бронепоезд № 16 прибыл в Тулу на ремонт. Рабочие паровозного депо в кратчайшие сроки (по разным данным, от шести до десяти дней) восстановили его боеспособность и даже модернизировали: на бронеплощадках появилось восемь орудий вместо четырех. После ремонта бронепоезд заступил на защиту тульских рубежей: поддерживал части РККА под Алексином, защищал юго-западные подступы к областной столице, охранял участок Хомяково – Ревякино, принимал участие в боях у населенных пунктов Ратово, Ямны, Алексеевка, Федоровка. В 1942 году бронепоезд № 16 вошел в состав 37-го отдельного дивизиона бронепоездов, который воевал на Брянском фронте, затем под № 649 участвовал в Курской битве и освобождении от гитлеровцев Левобережной Украины. В 1946 году на основании директивы Генерального штаба Вооруженных сил СССР дивизион бронепоездов был расформирован.

IMG_0212.JPG

Военно-мемориальный комплекс «Бронепоезд № 16» собравшиеся назвали уникальным экспонатом, позволяющим проследить героический путь воинов, которые действовали на железной дороге. Благодаря современным интерактивным технологиям внутри комплекса погружение в историю становится для экскурсантов наиболее полным. Ни одна книга, ни один фильм не дадут молодежи такого примера и не окажут такого эффекта, как полноразмерный бронепоезд.

IMG_0136.JPG

– Воссоздали бронепоезд № 16 по инициативе губернатора Алексея Дюмина, – взял слово председатель регионального отделения РВИО Александр Потапенко. Нашли предприятия, которые увлеклись идеей и стали финансировать проект; тульские машиностроители взялись за танковые башни, оружейники стали изготавливать пулеметы. Все делали ответственно, без каких-либо проблем и условий. Очень интересный момент – транспортировка самого бронепоезда. Посмотрите, какая это махина. Понадобились тралы, погрузчики, мы поднимали троллейбусные линии и прекращали временно движение, когда везли, дороги готовили. И в итоге он здесь!

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий