Общество

12:35, 07 марта 2019

Удержать на краю

Летят столетия, меняются люди и мир вокруг них, но, как и прежде, юные продолжают влюбляться и творить безрассудства. К счастью, не всегда первая любовь оканчивается столь трагично, как у Ромео и Джульетты, но страсти подчас кипят поистине шекспировские...

Нелли ЧУКАНОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Казнить нельзя помиловать
Свою дочь Настю Клавдия Н. долгие годы растила одна, но к сорока годам улыбнулось и ей женское счастье – удачно вышла замуж, родила сыночка. Когда младшему исполнилось два годика, а старшей – пятнадцать, Клавдия узнала, что дочь беременна.
Мать настаивала на аборте, дочь упиралась изо всех сил, а точку в споре поставил врач: операцию делать поздно!
Но Клавдия на этом не успокоилась: узнав, что в случае, если беременность стала следствием изнасилования, можно получить разрешение на ее прерывание, она потащила дочку в полицию – писать заявление.
Настя категорически отказывалась лгать и ни под какими угрозами не желала открывать имя отца будущего ребенка. Твердила лишь, что все было по любви и она хочет сохранить малыша.
Директору Кризисного центра помощи женщинам Эвелине Шубинской позвонили из полиции. Видавшие виды сотрудники правопорядка сообщили, что родная мать довела беременную школьницу практически до невменяемого состояния, девчонка забралась под стол, бьется в истерике и совершенно непонятно, что со всем этим ужасом делать…
Настю пришлось поместить на лечение. Через месяц мать приехала за ней и велела собираться. Настя была уверена, что едет домой, но, ни слова не говоря, родительница привезла ее к дверям социозащитного центра, где и оставила.
Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая жизнь юной мамы и ее малыша, если бы не активная поддержка специалистов кризисного центра. Им удалось урегулировать ситуацию с помощью бабушки Насти, которая оформила опеку и над ней, и над младенцем. Сейчас они живут вместе, получают все положенные выплаты, социально и материально защищены. Более того, есть вполне обоснованная надежда, что после того, как решит свои проблемы, отец малыша воссоединится с любимой.
Непонятным в этой ситуации остается одно: как мать, носившая под сердцем и растившая дочку шестнадцать лет, могла поступить с ней столь бессердечно? Как так происходит, что мы можем рыдать над выдуманным дамским романом или перед телевизором, просматривая очередное слезоточивое «мыло», но когда с собственным ребенком случается нечто подобное, не стремимся выслушать, понять, простить, помочь. Напротив, ослепленные мыслью: «Кошмар! Позор! Жизнь рухнула! Что скажут люди?» – готовы растоптать, физически и психически искалечить родное дитя.

Плата за холодность и равнодушие
– Зачастую мамами становятся совсем юные девочки. Если в 2016-м самыми молодыми беременными у нас были девушки четырнадцати лет, то два последних года оказывали помощь и тринадцатилетним, – говорит Эвелина Шубинская. – Отчего так происходит? Если девочка не получает любви и защиты в родительской семье, она принимается искать это в других людях – как правило, в мужчинах постарше. Они же видят в таком стремлении к сближению лишь физиологический аспект, и получается, что рано или поздно несовершеннолетняя остается со своими проблемами одна. Узнав о беременности, родители нередко ударяются в панику, так что помощь требуется, как правило, всей семье.
Современные дети, особенно девочки, взрослеют быстро. И дело не только в физическом взрослении – иногда и правда трудно отличить нынешнюю тринадцатилетнюю от двадцатилетней.
Царящее в семье психо-эмоциональное неблагополучие, отсутствие взаимопонимания приводят к тому, что девочка-подросток пытается и вести себя по-взрослому – так, как это понимает она. Откровенно одеваться и ярко краситься, грубить старшим, уходить из дома и возвращаться тогда, когда она пожелает, проводить время с теми и таким образом, как ей того хочется.
Но вот когда наступают последствия в виде незапланированной беременности, от напускной взрослости, как правило, не остается и следа и перед нами снова возникает маленькая девочка, совершенно не понимающая, как быть в данной ситуации и как организовать будущую – и правда совершенно уже взрослую – жизнь.
– Несмотря на кажущуюся взрослость, в душе эти девушки остаются глубоко беззащитными и ранимыми. Изо всех сил они ищут любви и понимания, а находят лишь подлость и предательство, – комментирует Эвелина Борисовна. – И наша задача – уберечь девочек от еще более страшных ошибок – от абортов, отказов от младенцев, подготовить к такой непростой и ответственной роли матери.
Многие звонят по телефону доверия и сами просят о помощи – срабатывает принцип «сарафанного радио», девочки узнают о кризисном центре от знакомых, которые уже сталкивались с такой же проблемой, из прессы. В медицинских учреждениях области несовершеннолетним беременным дают контакты центра, чтобы они могли обратиться туда за помощью. И тогда социальные педагоги, психологи и юристы тоже включаются в работу.
Специалисты кризисного центра оказывают помощь не только в Туле – при необходимости мобильная бригада выезжает в любой населенный пункт области. Беседа проводится и с будущей мамой, и с ее родными. Ведь, поскольку девочка несовершеннолетняя, все ответственные решения принимают ее законные представители.

Высокая цена предательства
Очень часто матери и отцы, опекуны воспринимают ситуацию как удар по репутации семьи, они считают, что, родив в таком возрасте, девочка буквально пускает судьбу под откос. Но мало кто задумывается о том, что аборт и тем более отказ от новорожденного способны искорежить жизнь юной женщины еще сильнее.
– Представители старшего поколения считают: вот оставит дочь своего ребенка в роддоме – и жизнь потечет по-прежнему, как будто младенца этого и вовсе не было, – продолжает Шубинская. – Но это в принципе невозможно. Природа женщины такова, что она никогда не простит себе этого шага, будет бесконечно мучиться и терзаться, а виновными в ее глазах окажутся самые близкие люди, принудившие совершить этот страшный, непоправимый шаг. Может возникнуть такая реакция, как аутоагрессия – саморазрушение, и женщина тем или иным способом, бессознательно, будет стремиться уничтожить себя.
И напротив, когда семья принимает решение сохранить малыша, отношения между близкими очень часто меняются кардинальным образом.
Дочь, которую привыкли видеть бесшабашной и безответственной, превращается в заботливую и трепетную маму. А если ее родители помогают растить малыша, то и маленькая мама начинает смотреть на них совершенно другими глазами – не как на врагов, а как на родных и любимых людей.

Выстроить модель семьи
Эвелина Борисовна рассказывает о совсем юной девочке, которой пришлось пережить настоящую трагедию – гибель любимого. Четырнадцатилетняя Люба впала в глубочайшую депрессию. И только беременность вернула ей смысл жизни. Опекун Любы, к счастью, оказалась женщиной тонкой и добросердечной. Она поддержала воспитанницу в намерении растить малыша, оформила опеку и над ним тоже, и теперь они счастливы все вместе.
Специалисты кризисного центра сопровождают молодую маму до того момента, пока ей не исполнится 23 года – при необходимости, конечно, и исключительно по желанию.
Нередки ситуации, когда беременеют несовершеннолетние воспитанницы интернатов. Эти девчонки зачастую и за собой ухаживать не умеют, не имеют понятия, как готовить, вести хозяйство, строить бюджет, куда уж им управиться с младенцем.
Вот тут снова на помощь приходят специалисты кризисного центра – и временное пристанище матери с младенцем предоставляют, и всему, что необходимо, обучают.
Бывают в жизни и совсем уж счастливые истории. Семнадцатилетняя Ирина поступила в кризисный центр, потому что ее возлюбленный категорически был против беременности, а больше пойти ей было некуда. Она родила, но обида на любимого оказалась столь глубока, что Ира категорически отказывалась видеться с ним. Психологу центра удалось убедить молодую мать в том, что она должна общаться с партнером ради ребенка. И вот итог: сегодня они муж и жена, воспитывающие уже двоих детей!
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий