NULL

Тайны спецслужб

09:15, 01 марта 2024

«Кто в Щекино коммунисты и евреи?», или Как гитлеровцы собирались проложить водопровод

«Кто в Щекино коммунисты и евреи?», или Как гитлеровцы собирались проложить водопровод

Кто они – члены Щекинского истребительного батальона, которые в 1941 году по каким-либо причинам не эвакуировались, а остались жить на оккупированной территории? Как с ними обращались гитлеровцы? Ответы на эти вопросы мы нашли в материалах пресс-службы Управления ФСБ России по Тульской области.

В первых числах ноября 1941 года в щекинскую квартиру, где проживали отец и сын Страхи, примерно в 7-8 утра заявилась толпа оккупантов – солдат 16, а вместе с ними притащились бургомистр Дмитрий Кувшинов, некий Веп-ев и еще какой-то человек. Открыл им Семен Страх – отец Ивана Семеновича Страха. В помещение вошла вся эта «процессия».

– Руки вверх, – скомандовал, обратившись к Ивану Страху, немецкий переводчик, и мужчина подчинился.

– Вот этот – партизан, – сказал Кувшинов, обращаясь к переводчику и другим немцам и показывая на Ивана.

Один из фашистов сразу же обыскал Ивана. А другая солдатня немедленно по распоряжению присутствовавшего здесь офицера стала осматривать квартиру. Обыск длился не более часа.

– Собирайся и пойдем с нами, – произнес Кувшинов, когда закончился обыск, и поинтересовался у Ивана. – Где проживает Долгополов?

Иван ответил. После чего Иван Страх вместе с немцами и другими визитерами вышел из дома – и уже через несколько минут все они пришли к Долгополову. Тот спал. Его, конечно же, подняли. С Долгополовым пообщался через переводчика немецкий офицер. Долгополов вытащил из кармана тетрадь, в которой он что-то отмечал. И пособники, и немцы, и Иван Страх пробыли у Долгополова минут 30-40, а потом уже вместе с Долгополовым покинули дом и направились к домам РЭМ – там арестовали члена Щекинского истребительного батальона Легостаева. Бургомистр, Долгополов, Веп-ев и с десяток немцев пошли куда-то еще, а Иван Страх и Легостаев, сопровождаемые пятью немцами, зашагали в комендатуру, размещавшуюся в конторе керамзавода. В комендатуре со Страхом и Легостаевым поначалу часа четыре никто не разговаривал. Потом явились Кувшинов и его команда (те, кто приходил к Страху, Долгополову, Легостаеву) – они привели с собой еще 5-6 бывших членов истребительного батальона. Все они были арестованы, и этих щекинцев по одному немцы стали вызывать на допрос. Первым стали допрашивать «ястребка», который пришел с Кувшиновым. Остальные арестованные «ястребки» тем временем находились в коридоре немецкой комендатуры. К ним обратился Кувшинов: «Меня немцы назначили бургомистром города, и вы должны сдать имеющееся как у членов истребительного батальона оружие. Вы являетесь как военнопленными и обязаны приходить ко мне отмечаться, так как находитесь на учете. Если не будете приходить, то будете подвергнуты наказанию». Прошло какое-то время, и вот на допрос вызвали и Страха (Кувшинов во время допроса Страха отсутствовал). От него требовали выдать оружие и рассказать, кто в городе коммунисты и евреи. Как объяснял Страх в Туле чекистам 25 июля 1945 года, он дал врагу «отрицательные ответы», после чего был отправлен обратно в коридор. Когда были по очереди допрошены все «ястребки», их собрали в одной из комнат комендатуры, где немецкий офицер через переводчика повторил сказанное ранее Кувшиновым; «ястребкам» разъяснили: бывшие члены истребительного батальона по указанию немцев и представителей их власти «должны работать на любых работах». И «ястребков» распустили по домам. На следующий день Страх в 8 утра пошел на отметку в городскую управу. И так делал ежедневно вплоть до изгнания немцев из Щекинского района. Этот мужчина был задействован на копке траншей – немцам они требовались для прокладки водопроводных труб. Эти траншеи щекинские «ястребки» копали до тех пор, пока гитлеровцы не драпанули под ударами Красной Армии.

Отдельно надо сказать, что Страх и Кувшинов знали друг друга еще до Великой Отечественной войны – оба работали на шахте № 16, где будущий бургомистр трудился помощником главного инженера.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Фото Сергея КИРЕЕВА

На фото: реконструкция событий 1941 года на Тульском направлении

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий