Общество
12:54, 07 марта 2024
Восторженно, двери открываются…
Роман ПЕТРОВ
Фото: Елена КУЗНЕЦОВА
«Всех важней, — сказала Ната, — Мама — вагоновожатый», — с этими стихами Сергея Михалкова дочь тулячки Оксаны Зуевой соглашается полностью. А как иначе, если мама — и вправду вагоновожатый, да еще и профессию эту выбрала аккурат после декретного отпуска.
По образованию Оксана — инженер, окончила факультет ракетостроения ТулГУ. Почему водителем трамвая решила стать? Да за компанию с девчонками, которые захотели попробовать себя в этой профессии.
— Подружки пошли — и я с ними. Подружки ушли — а я осталась. Мне понравилось. Уже двенадцатый год работаю! — улыбается Оксана, которая трамвай «по личным ощущениям» называет «типичной женской машиной». Убеждена, что женщины стрессоустойчивее мужчин, терпеливее и выносливее — а все эти качества ой как необходимы именно водителю трамвая.
— Да ну! Троллейбус или автобус я даже не рассматривала. Там руль. Не хотела и не хочу. Тем более что, мне кажется, женщины не так оперативны в принятии решений, потому рельсы — самое то для нас, — продолжает рассуждать Зуева.
«На ты» Оксана как со старыми чешским вагонами, которые управляются педалями, так и с новыми, последних моделей. Теперь и «Львенка» в буквальном смысле приручила.
— Газ и тормоз — здесь все рычаги в руках. Мне это очень нравится. Для меня так удобно, — признается собеседница.
Чтобы в 6 утра выйти в рейс, проснуться нужно в 3 часа ночи. А в депо еще необходимо пройти медосмотр и получить путевой лист, проинспектировать свой вагон. И, конечно, заложить время на макияж или, как не без иронии говорит Оксана, «нафуфыриться».
— Это обязательно. Я ведь и себя люблю, и работу свою, и вагон. Всё и все должны быть в порядке, выглядеть отлично, — говорит она. А еще признается, что иной раз пассажиры знакомиться пытаются. Редко, конечно, но весной чаще. — Бывает, понимая, что я не отвлекаюсь и не откликаюсь ни на что во время движения, подкидывают записочки с номером телефона. А на 8 Марта — цветы дарят.
…в троллейбусе
Екатерина Куликова из Киреевска тоже могла бы стать вагоновожатой, но сама она, а отнюдь не судьба, рассудила иначе. Мать троих детей в каком только деле ни пробовала себя найти, да все было не то, «без огня». Пока однажды муж не увидел объявление о наборе водителей трамваев в Туле. Посыл был таков: ты же любишь автомобиль — на тот момент у Екатерины водительский стаж приближался к десяти годам — вот и иди.
— Я подумала и ответила: если и соглашусь, то только на троллейбус. Нравится мне этот вид транспорта. Вроде бы и как автобус, а вроде бы и посложнее, там же штанги, — поясняет Куликова, для которой эти токоприемники поначалу стали проблемой: слишком тяжелые и габаритные для хрупкой Екатерины. Рассказывает, что пока училась с ними управляться, немало позабавила окружающих пируэтами на цыпочках и вытяжкой «в струну», а иначе совладать с ними не могла.
Впрочем, сев за руль троллейбуса, поняла — наконец-то нашла свое призвание. Так что и штанги теперь залихватски ставит-снимает, и габариты транспорта — давно не проблема, да и другие тонкости профмастерства освоены и усвоены.
— Работа на троллейбусе меня, как говорится, цепляет. Все в ней нравится. И сама машина, хоть она и немолода. Знаете, мне предлагают новый троллейбус, а я этот, свой, люблю. Скоро уж 4 года будет, как я на нем, — с нежностью рассказывает Екатерина.
Слушая ее, невольно улыбнешься: на работу — как на свидание. Судите сами: в 4 утра — подъем. Час необходим, чтобы добраться из Киреевска до Тулы. А ведь еще немало времени нужно заложить на ногти, волосы, макияж…
— Внешний вид еще как важен. Мы же на людях работаем. И вообще, мы — лицо предприятия. Согласитесь, куда как приятнее войти в салон транспорта, которым управляет ухоженная девушка, женщина, где чисто и хорошо…
— А пассажиры флиртуют?
— Бывает, двери открываю, люди входят и восклицают: «Такая маленькая и на таком большом троллейбусе!» А один вот сегодня сказал, что мне руль нужен поменьше, потому что этот велик. Хотя теперь к женщинам-водителям относятся проще: никого этим не удивишь. А вот пассажиры сами — удивляют. Я про постоянных говорю. В прошлом году один такой мне букет на день рождения подарил. Откуда узнал? Может, я как-то обмолвилась об этом. Мне было очень приятно. Несколько лет назад я помогла пассажирке коляску из троллейбуса вынести. Так и общаемся с ней с тех пор. Сын у нее уже давно сам ножками топает. На этот Новый год они мне кружку подарили.
— А истории любви пассажира и водителя знаете?
— Не помню такого. Вот среди водителей много пар складывается. Только за последнее время пять свадеб было. А я своего мужа к нам на работу сманила. Он теперь тоже общественный транспорт водит.
Историй из жизни женщины — водителя троллейбуса в арсенале Екатерины Куликовой хватит не на одну статью. Вот только не расскажет она про работу 8 Марта: ни разу так не выпадало, чтобы в этот праздник пришлось ей в рейс выходить.
— В этом году впервые такое случится. Приходите после, расскажу, как это было! — задорно приглашает Екатерина, перерыв которой подходит к концу, и ей пора вновь отправляться со своим «любимым старичком» по маршруту.
…в автобусеА вот у уроженки Мурманска Натальи Савельевой, дипломированного педагога-дефектолога по первому высшему образованию и экономиста — по второму, роман с троллейбусом так и не сложился и после двух лет завершился полным разрывом.
Переехать в Тулу Наталью вынудили жизненные обстоятельства в 2013 году. За рулем автомобиля, как улыбается Савельева, она с детского сада — играла исключительно в водителя. В 18 лет получила права и почти сразу же стала подрабатывать в такси. Так что, оказавшись в столице оружейников, не раздумывая отправилась устраиваться водителем общественного транспорта. На тот момент вакансии были только в троллейбусном парке.
— Вроде бы и машина, а не лежит у меня к ней душа. И со штангами как таковыми я не вот-то ладила, и необходимость следить, помимо дороги, еще и за контактной сетью меня напрягала. И как только нашлось место в автобусном парке, я сразу же перешла.
К слову, женщин — водителей автобуса — вместе с Натальей на предприятии лишь трое. И ведь никаких гендерных ограничений нет, просто представительницы слабого пола предпочитают электротранспорт.
— Так может, автобус — и вправду не для женщин?
— Вот не согласна! Главное, чтобы душа лежала, а женщина, мужчина — это не важно! Есть же мужчины — мастера маникюра, парикмахеры, так почему бы женщинам не быть водителями автобуса, если у них это получается. Мне повезло: моя мечта сбылась — я любимым делом занята. И ради постоянных пассажиров хожу на работу, а их у меня из общего числа — процентов 90. Одни здороваются и только. Но немало тех, кто до конечной едут, вот там нередко и разговоры завязываются, когда я в салон выхожу. В основном говорливые, конечно, женщины, но и мужчины встречаются, — откровенничает Наталья.
А на вопрос, есть ли разница в стиле вождения между женщиной и мужчиной, она безапелляционно отвечает утвердительно:
— Женщина — мать. Значит, у нее всегда будут мысли про то, что в салоне едут с колясками и просто с малыми детьми и что нужно быть аккуратнее. Я и саму себя всегда этим дисциплинирую. Лишний раз перестрахуюсь, думаю о безопасности. Полагаю, что все женщины такие, что они щепетильнее мужчин в этих вопросах.
Ранее на тему
05 марта, 16:04
27 февраля, 14:52
20 февраля, 16:19
20 февраля, 16:17