Здоровье

15:08, 17 октября 2023

Не так страшен, как его малюют: обратная сторона стресса

Не так страшен, как его малюют: обратная сторона стресса

Накал страстей в мире, да и унылая пора – мать сплина, рожденного воспоминаниями о вчерашней пышности природы увядания, в то время как на смену багрецу и золоту приходят 50 оттенков серого, – внешний фон никак не позволяет расслабиться, и все отчетливее звучат минорные ноты. Отсюда и тревожность, переживания, хандра, даже стресс. Как отличить одно состояние от другого и есть ли в том смысл? Что делать и как понять: достаточно ли своих сил и средств, чтобы справиться с поникшим настроением, или оно как шар с горы – бесконтрольно катится с ускорением, и это движение вниз самому уже не остановить, а потому нужна помощь?

О том, почему не следует бояться стрессов и как с ними справляться, «Тульские известия» поговорили с профессором кафедры психиатрии военно-медицинской академии им. С. М. Кирова доктором медицинских наук Евгением Курасовым.

 – Евгений Сергеевич, так что же такое стресс в психиатрии?

– Это совокупность реакций, которые подготавливают организм к сопротивлению внешней надвигающейся либо уже реальной угрозе.

– То есть это то, что мобилизует человека?

– На первом этапе – да, и то, что носит охранительный характер. Благодаря стрессу мы выживаем. Согласно теории Ганса Селье у стресса есть три фазы. Первая – фаза мобилизации. Когда мы, например, идя по улице, слышим сзади звук приближающегося автомобиля, испытываем стресс, активизируем внутренние ресурсы – убегаем в сторону и остаемся живы. Если стресс принимает пролонгированный характер, тогда говорим о второй фазе: события могут идти по сценарию затяжных реакций, которые сначала носят все тот же охраняющий характер, а затем – истощающий. И третья фаза – это распад: физиологической, психической деятельности, когда развиваются патологические состояния.

– То есть феномен, описанный в блокадном Ленинграде, когда не было инфарктов и инсультов, – это первая и вторая фазы. А когда город вернулся к более или менее нормальной жизни и там стали фиксировать множество таких болезней, – это уже третья фаза?

– То, о чем вы говорите, – это феномен нервной демобилизации. Организм находится в состоянии готовности давать отпор внешней опасности. То есть оборона выстроена, и даже на протяжении многих лет люди выдерживают такой накал. Но после, на демобилизации внутренних ресурсов, организм начинает сдавать позиции, возникают патологии: кожная, сердечно-сосудистая, желудочно-кишечного тракта и так далее. С другой стороны, на нервную демобилизацию много времени не требуется. Организм здоровый постепенно ресурсы сам накопит, восстановится, и все начнет работать, как прежде, до стресса.

– А от возраста стрессоустойчивость зависит?

– Да, и эта зависимость описывается кривой Гаусса – напоминает форму колокола. Начиная с юношества стрессоустойчивость повышается, и наименее подвержены стрессам люди среднего возраста. А пожилые – постепенно утрачивают способность противостоять им, поскольку их психика уже не столь пластична. Психологическая защита у людей среднего возраста работает: мы сможем найти альтернативы – что-то постараемся забыть, что-то компенсировать. А чем старше человек, тем прямолинейнее он становится, он может быть упрямым и даже упертым.

– А какие характерные признаки стресса?

– Переход из комфортных условий жизни в иные, требующие отличающихся от привычных усилий. Уточню, речь не идет о ситуации, которая длится несколько секунд, а хотя бы несколько часов, дней… Мы говорим про оформленный, очерченный стресс.

– То есть школяр перед экзаменом испытывает стресс, а не переживания или хандру?

– Конечно!

– Но почему? Одно дело – переживает, потому что не знает, а другое – знает, но переживает.

– В любом случае это стресс! Но его не следует бояться. Это стресс-прививки, и они нам нужны. При стрессе гипофиз дает команду надпочечникам выделять гормоны – адреналин, норадреналин, кортизол. Теперь представьте, что надпочечники не будут работать по причине благополучной жизни и достижения сплошного, как сейчас говорят, дзена на протяжении нескольких месяцев или даже лет. И вдруг возникает опасность. Надпочечник, который отвык выполнять свою функцию, просто не сможет ничего выработать, и особь погибнет. Так что мы нуждаемся в регулярных стресс-прививках.

– Значит, смотреть фильмы ужасов надо?

– В психотерапии есть группа расстройств, называемых фобическими. А какой главный способ побороть страх – заглянуть ему в глаза. Так что иногда – надо. Есть люди, которые считают, что детям испытания жизни не нужны. Например, их не следует брать на похороны, давать им смотреть фильмы ужасов… Но в итоге вырастет человек с ослабленной функцией надпочечников. Я не призываю детям 6–9 лет показывать ужастики – это приведет к формированию невротического типа личности, и человек будет бояться всю жизнь. А вот когда ребенок окрепнет, созреет – можно. И опять: заставлять не надо. Если готов – пусть смотрит, но удерживать перед экраном с «Кошмарами на улице Вязов» нельзя.

– А правда, что и позитивное, и негативное событие – это все стресс. Скажем, покупка автомобиля – тоже.

– Да. У физиологов, психиатров есть поговорка: не важен полюс эмоции – важна ее модальность. Вообще, в народном эпосе много есть того, к чему позднее приходят путем научных исследований. И касательно того, о чем мы сейчас говорим, поговорка звучит так: слишком хорошо – тоже нехорошо. Я вновь возвращаюсь к тому, что не стресс надо предотвращать, а быть готовым к нему. Занятия спортом, умение терпеть боль, самоорганизовываться, напрягаться и выполнять задания, поставленные задачи, культивировать особенные черты характера, в конце концов, учиться по ночам – это тоже стресс, через который многие проходили, – все это поможет достойно справляться с жизненными испытаниями.

– Легко говорить. А как сделать?

– Так это выбор каждого. Можно не делать вообще ничего, а можно ходить в секции, поставить цель хорошо учиться и так далее. Стресс развивает в нас навык сопротивления. Он учит преодолению. А какие испытания и перипетии нас ждут – мы не знаем. Но чем больше мы готовы, тем нам будет проще.

– Тогда можете предложить техники, которые обуздают стресс?

– Конечно. Во время стресса происходит учащение сердцебиения, подъем давления и так далее. Предлагаю две дыхательные методики, которые максимально быстро помогут успокоить внутренний мир. Первая – дыхание по квадрату. Сторона квадрата – 4 секунды. Вдох продолжительностью 4 секунды. Задержка дыхания на 4 секунды. Выдох 4 секунды. Вновь задержка дыхания на 4 секунды. Повторять 2–3 минуты. Второй прием – медитативное или восточное дыхание: обычный вдох. Задержка дыхания на 1–2 секунды и длительный выдох, но не глубокий, а соразмерный с вдохом. И выдох должен быть гораздо медленнее вдоха. Есть и другие методики, но это уже высший пилотаж, предполагающий работу со специалистами.

– А как понять, что уже нужен специалист?

– Если на фоне стресса начинают появляться проблемы, например с алкоголем, или другие, нетипичные для быта человека сложности, то это повод обратиться за корректировками. Очевидно, что человек, выражаясь сленгом, сам не вывозит. Важно найти хорошего специалиста, потому что на этом поле много людей, имеющих образование социального психолога или даже маркетолога, которые вдруг «становятся» медицинскими психологами. Предвосхищаю вопрос: где найти грамотного специалиста? Ответ один: сарафанное радио. Других вариантов нет!

Арсений АБУШОВ

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий