Культура

14:53, 16 ноября 2018

История, рассказанная камнями

Сергей МИТРОФАНОВ
Геннадий ПОЛЯКОВ

Все больший интерес у людей вызывает этнография – наука, изучающая народы, их быт, материальную и духовную культуру. Особое место в ней занимает исследование русских обрядов и поверий. Как ни странно, много об этом могут рассказать камни…

Баш и Башиха
Тема эта привлекала внимание ученых издавна. Так, в 1839 году вышла книга исследователя Ивана Снегирева, из которой россияне впервые узнали о тульских Баше и Башихе. Кто же это такие?
«Баш и Башиха находятся в селе Башеве Одоевского уезда в 25 верстах от Одоева; лежат они саженей на 50 от сельской церкви, близ дороги, на пахотном поле, но некоторое пространство около них оставлено незапаханным как бы из осторожности, чтобы их не беспокоить», – так писал в позапрошлом столетии Снегирев о камнях. – Место сие в сравнении с положением села составляет довольную возвышенность. Фигура из обыкновенных камней, неправильно квадратная, небольшого размера».
И вроде бы камни обыкновенные, но почему же у туляков отношение к ним тогда было особое, да и сейчас еще сохранились его отголоски?
Дело в том, что местные жители уверяли: Баш и Башиха были людьми, мужчиной и женщиной. Может, мужем и женой или кумом и кумой. А еще одоевцы считали, что Баш был татарским сановником, который с супругой крестился, благочестиво умер и погребен на этом месте. Есть поверье, что камни эти были принесены реками Окой и Упой «и сами пришли лечь на могиле Башей».
Вообще преданий о камнях сохранилось немало. Одно из них гласит: «Какой-то помещик даже рубил Башиху тесаком, чтобы понять свойства камней и «точно ли они имеют влияние на судьбу людей». После этого помещик якобы ослеп, а поле не принесло урожая. Между тем Баш и Башиха притягивали к себе людей – перед Петровым днем они толпами приходили к камням. «Сперва служат в церкви молебен Божией матери-умилению, а потом ходят кланяться камням, как на могилы усопших родственников, – говорится в книге Снегирева. – После сего обряда оставляют у них разные вещи: деньги, холст и прочее, которые, будучи собираемы, поступают в церковь». Современные историки говорят, что Баш и Башиха были уничтожены в 1930-е годы. Другие не верят в это и упорно ведут поиск камней.

Не только
памятники природы
Удивительное с точки зрения этнографии место на карте Тульской области есть и в Каменском районе – это Каменное поле. Здесь сохранилось немало камней очень больших размеров, изучением которых занимается местный краевед Ирина Мацнева.
– Ими лучше всего любоваться весной, – поделилась она. – Тогда все глыбы оголены и хорошо видны. Поле из-за обилия камней не возьмешь плугом. А когда дороги вокруг размывает дождями, на каменном плато – сухо. Такое часто случается: осадки обходят возвышенность стороной. Из-за того, что земли долго не касалась сельхозтехника, на поле формировался особый видовой состав растений – многие из них в других местах Тульской области не встречаются.
По словам краеведа, камни нуждаются в пристальном изучении учеными. Поскольку это не только памятники природы, но и, вероятнее всего, древней культуры. А в нескольких километрах от Каменного поля есть еще одно старинное сооружение, называемое «местом силы». Там лежат огромные округлые камни: Каменная баба, Меч-камень и другие. По мнению Ирины Мацневой, тут находилось святилище Рожаниц – божеств жизни и плодородия. Многое говорит о том, что здесь совершались обряды, сюда приходили исцеляться люди, а возможно, и принимали роды. Кстати, такие места во всем мире со временем становятся туристическими мекками, убеждены многие историки.

Ефремовский Стоунхендж
Куда больше наши земляки знают сегодня о каменном чуде у села Козье на берегу Красивой Мечи. Многие готовы преодолеть сотни километров, чтобы побывать у легендарного Конь-камня в 20 тонн, который, по мнению некоторых специалистов, является древним алтарем.
В документах он упоминается с XVI века. В народе существовало предание о группе молодежи, пораженной громом во время празднования Троицкого дня и окаменевшей. Однако бытовал и рассказ об окаменевшем всаднике. Ученый Иван Сахаров приводил также сведения о том, что крестьяне «всем миром» опахивали этот камень в периоды засух и падежа скота.
Конь-камень, по словам старожилов окрестных сел, оставался культовым объектом вплоть до середины XX века. Его не так давно даже сравнил со Стоунхенджем Алексей Светозарский, один из участников семинара, проходившего в Ефремове в рамках проекта «Настоящая Россия». Цель проекта – развитие туризма в малых городах России. Тогда эксперты «Настоящей России» предложили создать новый туристический маршрут выходного дня по федеральной трассе М4 «Дон», включающий посещение Венева, Богородицка, Епифани и Ефремова.
– Интерес к подобным камням возник еще в XIX веке, – говорит сотрудник музея-заповедника «Куликово поле» Игорь Бурцев. – В конце XX века эту тему изучала этнографическая экспедиция нашего музея. В результате исследований выяснилось, что в бассейне Дона и Непрядвы находятся порядка 10 камней, которые местные жители выделяли среди других природных объектов. Большинство из них располагаются в оврагах и имеют значительные размеры. Интересный камень под названием Цыганская печь находится в нескольких километрах от Красного холма Куликова поля на берегу реки Курцы. Он имеет неправильную форму, напоминающую череп животного, и несколько сквозных отверстий.
Один из участников этнографической экспедиции Игорь Пешехонов отмечал: «В зависимости от освещения создается иллюзия изменения внешнего вида, в ветреную погоду, благодаря отверстиям, возникают различные звуки».
А местные жители в былые времена рассказывали исследователям, что название Цыганская печь камень получил якобы потому, что одно время рядом с ним располагался табор и цыгане жгли в камне огонь.
От этнографии к патриотизму
Почему же сегодня так важно беречь память о прошлом своей страны, в том числе и такой, застывшей в камнях? Потому что патриотизм – это не только искреннее желание встать в трудную минуту на защиту государства, это и поиск исторической истины, попытка осмыслить прошлое через самые разные источники.
Ведь те же одоевские Баш и Башиха, ефремовский Конь-камень – это не просто бессловесные глыбы, а ключ к пониманию себя и окружающих.
«Любовь к Отечеству совместима с любовью ко всему миру, – говорил философ Клод Адриан Гельвеций. – Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума».
Напомним: недавно под председательством главы нашего государства Владимира Путина в Ханты-Мансийске состоялось заседание Совета при президенте по межна­цио­наль­ным отношениям.
– Ханты-Мансийский автономный округ – один из ведущих центров отечественного топливно-энергетического комплекса, промышленности. В его освоении и развитии участвовали люди самых разных на­цио­наль­ностей со всех уголков нашей большой страны, – напомнил Владимир Владимирович. – Работали, дружили, создавали семьи. Это действительно очень яркий пример межна­цио­наль­ной гармонии, которой, безусловно, все мы гордимся. Считаю, что все социально-экономические планы мы должны строить и реализовывать с учетом культурных, исторических, на­цио­наль­ных особенностей наших регионов и в открытом диалоге с гражданами. Практически во всех субъектах Федерации по аналогии с президентским Советом по межна­цио­наль­ным отношениям действуют консультативные советы. На ре­гио­наль­ном и муниципальном уровнях определены конкретные должностные лица, которые отвечают за сферу межна­цио­наль­ных отношений, взаимодействие с на­цио­наль­но-культурными объединениями. Конечно же, очень важно, чтобы на этих участках работали компетентные, подготовленные, заинтересованные люди, знающие культуру, языки народов России, историю страны и наших регионов, убежден Владимир Путин. В сбережении этнокультурного, языкового богатства, исторического наследия всех народов России огромная роль принадлежит институтам гражданского общества. Так что в буквальном смысле – было время разбрасывать камни, а теперь пришло время их изучать.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий