Экономика

17:37, 11 октября 2012

Бельцевский «Байкал» приближается к Новомосковску

На протяжении более чем полувека Подмосковный научно-исследовательский и проектно-конструкторский угольный институт (ПНИУИ) разрабатывал технологии добычи угля и создавал передовые образцы горной техники, которая производилась на многих машиностроительных заводах страны. Но когда в Подмосковном бассейне закрылись шахты и потребность в этом отпала, институт нашел новое направление, связанное с использованием подземных вод угольных месторождений в жилищно-коммунальной сфере.
О том, как сегодня осуществляется эта идея, рассказывает доктор технических наук, профессор Московского государственного горного университета, заслуженный деятель науки и техники РФ, генеральный директор ЗАО «ПНИУИ» Вячеслав ПОТАПЕНКО.

– Вячеслав Алексеевич, два года назад в интервью нашей газете вы назвали Бельцевское месторождение «подземным Байкалом», потому что там чистейшая питьевая вода, не требующая специальной подготовки. Есть ли надежда, что столь ценный источник станет служить всем страждущим?

– Прежде чем ответить на этот вопрос, напомню, что по заданию областной администрации нашим институтом еще в 2000 году был разработан проект региональной программы обеспечения населения Тульской области водой. Он предусматривал возможность ее подачи из водозаборов, сооружаемых на угольных месторождениях. Ориентировочные запасы подземных вод, рекомендованные для хозяйственно-питьевого водоснабжения, составляли 140 тысяч кубометров в сутки. Институт разведал и утвердил в 2002 году в Государственном комитете по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) Минприроды России запасы воды в окско-тарусском водоносном горизонте на Бельцевском угольном месторождении объемом 50 тысяч кубометров в сутки.
В 2003 году институтом «Тулапроект» был разработан и утвержден в Государственном учреждении по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ) проект строительства первой очереди водозабора мощностью 30 тысяч кубометров воды в сутки. Но по различным причинам он более семи лет пролежал под сукном.
И только в конце 2011 года лед тронулся. Институт и жители города Новомосковска обратились к губернатору Владимиру Сергеевичу Груздеву с письмами, в которых обосновали необходимость строительства водозабора на Бельцевском угольном месторождении и попросили оказать содействие в решении вопроса в Минэнерго, поскольку часть проекта зависела от бюджетного финансирования. Владимир Сергеевич, учитывая социальную значимость возведения такого объекта, обратился к министру энергетики и тогдашнему председателю Госдумы Борису Вячеславовичу Грызлову, который во время посещения Новомосковска ознакомился с состоянием водообеспечения населения и поручил двум комитетам Госдумы рассмотреть этот вопрос с участием представителей Минэнерго и губернатора области.
На заседании комитетов глава администрации Новомосковска Вадим Анатольевич Жерздев четко обозначил позицию, отметив, что путь к решению проблемы состоит из двух этапов: строительства Бельцевского водозабора при финансовой поддержке государства по программе «Большая вода» и подачи воды из Пронского водохранилища по программе «Чистая вода».
Было принято решение о выделении Мин­энерго 500 миллионов рублей на финансирование строительства первой очереди Бельцевского водозабора. Общая стоимость составляет 1,4 миллиарда рублей, 900 миллионов направляет инвестор – ЗАО НПП «БЭЛЛА». Администрация города оперативно решила вопрос, связанный с землями, по которым должен пройти водовод. Без этого министерство не начинало проводить конкурс. В июне он был проведен и заключены договоры на реализацию первого этапа строительства. Генеральным подрядчиком Минэнерго является ОАО «Мосшахтострой», а генеральным подрядчиком инвестора – ЗАО «Спецмонтажналадка».
Так в начале июля этого года началось воплощение проекта, который предусматривает прокладку магистрального водовода длиной 42 километра, строительство насосной станции и переоборудование существующих водопонизительных скважин в артезианские.

– Как идет строительство?


– Уже сварено и уложено в траншею более пяти километров труб. Ведется прокачка водопонизительных скважин, началась закладка фундамента насосной станции, от которой идет магистральный водовод. Первый этап планируется завершить в этом году. А в следующем закончится строительство всех коммуникаций и в Новомосковск придет чистая вода. Таким образом, решится проблема ее дефицита как по объему, так и по качеству.
Кроме того, через несколько лет, после снижения уровня воды в водоносном горизонте до безопасных величин, можно будет приступить к возобновлению добычи угля на этом месторождении.

– Вы не оставляете надежды на возрождение Подмосковного угольного бассейна?


– Без государственной поддержки это практически невозможно. К сожалению, долгосрочная программа развития угольной промышленности на период до 2030 года предусматривает полное прекращение в 2015 году добычи угля в бассейне. Это, по-моему, ошибочное решение. В Тульской области несколько компактно расположенных угольных месторождений, перспективных для их разработки. Например, Казначеевское, Рюриковское, Деевское и Афанасьевское с балансовыми запасами 358,9 миллиона тонн. Содержание золы в угле этих месторождений колеблется от 21 до 32 процентов. Сложность разработки заключается в большой обводненности. Но если там предварительно построить водозаборы для снабжения Тулы, имеющей дефицит воды, как это предлагал наш институт в конце 90-х годов прошлого века, то через 5–10 лет их эксплуатации можно будет вполне эффективно добывать уголь.
Обычно шахтные воды при предварительном и подземном осушении сбрасывались в гидрографическую сеть. Если использовать их для хозяйственно-питьевого водоснабжения из водозаборов, сооружаемых на угольных месторождениях, то вода станет товаром, повышающим экономическую эффективность горного производства. Появится реальная возможность построить на новой технологической основе шахты, которые со временем станут рентабельными.

– Но сегодня и население, и предприятия потребляют газ, электростанции пользуются кузбасским углем. Для кого тогда осваивать новые месторождения?


– Низкое потребительское качество подмосковного угля неоднократно приводило к снижению его добычи и замещению экономически выгодным привозным углем, мазутом и газом. Однако в военные годы прошлого века добыча угля в Мосбассе всегда возрастала из-за отсутствия другой топливной базы в центре страны.
Сегодня, согласно федеральной программе «Энергетическая стратегия России до 2020 года», доля угля в топливо-энергетическом балансе должна увеличиваться. Использование современных отечественных и зарубежных технологий сжигания бурых углей позволяет существенно повысить КПД электро - и теплостанций с нынешних 33–35 до 45–47 процентов. Прогнозная оценка стоимости железнодорожных тарифов к 2030 году в программе развития угольной промышленности предполагает их повышение в 2,5–4 раза. Мы знаем, что цены на газ тоже вырастут. Поэтому со временем будет экономически выгодно использовать в электрогенерации местное топливо. Но к этому надо готовиться.
Кроме того, подмосковный уголь представляет несомненный интерес с точки зрения его химико-технологической переработки. И по мере создания производств на базе комплексного использования ресурсов угольных месторождений он будет востребован.
Губернатор области поручил своему аппарату разобраться в дальнейшей судьбе Подмосковного бассейна и решить, надо ли возобновлять добычу угля или забыть об этом. Радует, что он принимает деятельное участие в таком нужном деле. На мой взгляд, пуск водозабора на Бельцевском угольном месторождении – это первый шаг к возрождению добычи угля в Тульской области. И для энергетики, и для комплексной его переработки.

Зинаида КАШТАНОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Андрей
26 декабря 2012
Полностью одобряю!!!

Ранее на тему