Экономика

10:09, 30 мая 2014

Догнали и начали перегонять

 Ирина МИХЕЕВА

Первый Национальный рейтинг состояния инвестклимата в регионах России подтвердил, что Тульская область по многим показателям занимает лидирующие позиции.

Агентство стратегических инициатив опубликовало результаты Национального рейтинга, куда вошли более 20 наиболее подготовленных регионов страны. Оценивались субъекты Федерации по 54 показателям. Наша область заняла верхнюю строчку в группе «В» ишестое место в общем зачете. По мнению заместителя председателя правительства Дениса Тихонова, результат более чем достойный.

–  Если раньше мы говорили, что регион среди лучших по темпам развития инвестиционной деятельности, то сегодня результаты рейтинга подтвердили, что  мы можем на равных конкурировать с передовыми регионами и по уже созданным условиям ведения бизнеса, – отметил он. – Отрыв от группы «А» достаточно условный, поэтому, организаторы рейтинга отметили, что победителями рейтинга стали регионы, вошедшие в первые две группы.

Агентство стратегических инициатив совместно с ведущими деловыми ассоциациями оценивали не только сухие цифры статистики (хотя они чрезвычайно важны), но также учитывали и мнение бизнесменов. Около тысячи предпринимателей, работающих на территории региона, в прошли анонимный опрос и, как оказалось, они довольно высокого мнения об инвестклимате в области. Но если механизмы государственной поддержки инвестиционной деятельности и взаимодействие с властью в регионе отлажены, то над развитием инфраструктуры предстоит еще поработать.

–  Традиционно у Тульской области были преимущества в виде наличия квалифицированных кадров, удачного географического расположения, мы могли предложить инвесторам региональные налоговые льготы, но то, чего нам не хватало – это инфраструктурно обеспеченных площадок, индустриальных парков, – рассказал Тихонов. – В последние годы мы размещали предприятия по принципу наличия инфраструктуры на площадке. То есть находили максимально подходящий участок вблизи крупных населенных пунктов с хорошей транспортной обеспеченностью и старались имеющиеся энергетические мощности перераспределить так, чтобы обеспечить потребности новых предприятий. Не скажу, что это плохо, ведь такой подход препятствует необоснованной миграции трудовых ресурсов, но так можно работать только тогда, когда необходимые ресурсыимеются в достаточных объемах. Очевидно, что только на индустриальном наследии советских времен задачи размещения масштабных инвестиций не решить. Мы уже давно «подъели» энергетические мощности в наиболее востребованных инвесторами районах и мест, где можно было бы поставить завод на существующую инфраструктуру, практически не осталось. И сегодня мы совместно с областными электриками и газовиками работаем над созданием новых мощных центров питания. На их базе проектируем и строим индустриальные парки. Подвести электричество, газ, дороги к площадкам индустриального парка получаетсяна намного дешевле, чем делать то же самое для десятка предприятий в разных частях области. В этом и есть экономический эффект.

Наиболее продвинутым сегодня является индустриальный парк «Узловая», который не так давно обрел первого и самого главного резидента – китайский производитель автомобилей GreatWall планирует построить там свой завод. Соглашение об этом в Шанхае подписали губернатор Владимир Груздев и председатель правления компании Вэй Цзяньцзунь.

Предприятие будет включать в себя цех штамповки, сварки, окраски, сборки, производства запчастей. Планируется выпуск до 150 тысяч машин под маркой Haval в год. Объем инвестиций составит около 18 миллиардов рублей.

– Работать там будут в основном туляки: из 2500 рабочих мест только 150 займут китайцы. Это было одно из наших условий, – подчеркнул заместитель председателя правительства. – Хотя, думаю, иностранцев будет даже меньше. Практика сотрудничества с другими компаниями показывает, что практически любые задачи могут быть выполнены местным персоналом. Тем более, что китайское предприятие, которое будут строить в «Узловой» – станет одним из самых современных  по технологическому обеспечению.

Конечно, найти одновременно столько сотрудников нужной квалификации, мягко говоря, непросто. Но на сегодняшний день проведены переговоры с Тульским госуниверситетом, который готов включиться в процесс подготовки кадров. Это стало еще одним конкурентным преимуществом нашей области.

Каждый «плюс» был на счету, ведь борьбу за инвестора в финале также вели Татарстан, Калуга и Ульяновск. И все же 71 субъект Федерации одержал верх…

– Регионы-лидеры по инвестпривлекательности во многом похожи: у всех благоприятный бизнес-климат, у всех примерно одинаковые льготы, индустриальные парки, – сказал Тихонов. – В такой ситуации особое значение приобретает региональная команда. На последнем этапе инвестор выбирает ту область, с командой которой ему комфортно работать. Я думаю, профессионализм тульского правительства, уникальная способность губернатора Владимир Груздева убеждать сыграли решающую роль.

Возможно, сыграют роль они и в переговорах с другими компаниями. В частности, сейчас ряд зарубежных бизнесменов рассматривают возможность строительства в «Узловой» производства автокомпанентов для будущего автозавода.

– Для нас также важная задача – загрузить заказами наши действующие предприятия, – добавил Тихонов. – Уже сейчас мы работаем с представителями GreatWall, чтобы они подготовили технические задания на изделия, которые автозавод будет закупать. Документацию разошлем на тульские предприятия, чтобы они имели возможность подготовиться к сотрудничеству. Такое сотрудничество может решить судьбу многих из них, обеспечив заказами на долгие годы.

Конечно, после украинских событий отношение к нашей стране у зарубежных партнеров стало более прохладным. Но, тем не менее, российский рынок, как и раньше, остается весьма интересным.

– Внешняя среда для нас стала немного более сложной, – признал Тихонов. – В общении с некоторыми западными новыми компаниями, которые пока не имели дел с Россией, чувствуется настороженность, стремление отложить принятие решений на неопределенный период. Но мы объясняем, что все не так плохо, как представляют западные СМИ. Тут наши большие помощники – американские и европейские компании, которые продолжают эффективно работать и не снижают инвестиционной активности в Тульской области.Одновременно мы рассматриваем и  альтернативные дружественные мировые рынки инвестиций.

Тихонов уверен, что регион обладает большим потенциалом и способен развивать еще одно новое для себя направление промышленности – станкостроение. При поддержке Минпромторга России правительство Тульской области активно сотрудничает в этом направлении с ОАО «Станкопром» - федеральным оператором развития станкостроения. Уже сейчас в рамках совместного производства на «Туламашзаводе» начали выпускать первые станки. Если переговоры с рядом инвесторов завершатся успешно, в регионе появятся и новые станкостроительные предприятия.

– Очень важно, что все это не единичные проекты, а часть общей Стратегии развития региона, предусматривающей создание нового центра конкуренции в России – Тульской агломерации, – заключил Тихонов. – Мы должны создать новое качество жизни для туляков, чтобы людям захотелосьжитьи работать в нашей области. Все, что мы делаем, служит этой большой цели.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий