Экономика

09:00, 15 ноября 2013

Как не обмелеть молочной реке

«Пошла вчера в магазин, а там – и молоко, и кефир, и сметана еще на рубль, на два подорожали. И все цены растут, растут…» – жаловалась на автобусной остановке укутанная в шерстяной платок бабушка своей товарке. Та с пониманием кивала – тоже ведь по магазинам ходит.

В формировании цен на молоко сходятся интересы сразу трех сторон: производителя, переработчика и покупателя. Последний недоволен растущий стоимостью, но на это мало кто обращает внимание: поворчат-поворчат бабушки да и купят вновь традиционный пакет молока и пачку сливочного масла, пусть и в который раз подорожавшие на рубль-другой.
Производитель одним только ворчанием не обойдется – в конце концов, он и дает сырье, из которого готовят продукты. И тут его главный интерес – чтобы закупочная цена покрывала издержки на производство молока. Взять, к примеру, те же корма – год на год урожайность не приходится, и если случилась засуха или дождями поля залило, то необходимо докупать неубранное и незаготовленное, а это – лишние расходы. Минувшим летом, хотя оно и получилось чересчур дождливым, больших проблем с заготовкой питания для коров не возникло – если что-то из сочных кормов и придется докупать, то от большинства хозяйств фатальных расходов это не потребует. Но и излишков тоже мало, а значит, пространства для маневра зимой и весной у животновода почти не будет.
– Если брать статистику рынка, то товаропроизводители должны получать за литр молока 38 рублей, – считает генеральный директор киреевского ЗАО «Заря» Александр Попов. – Это цена, которая учитывает наши расходы на удобрения, горючесмазочные материалы, корма, энергоносители, на воспроизведение стада. К тому же в последние годы все выше требования у переработчика к качеству– и чтобы его обеспечить, необходимы дополнительные траты. Сейчас, правда, закупать стали дороже – цена доходит до 25 рублей.
В «Заре», как и в ряде других предприятий, прибавочную стоимость обеспечивают за счет собственного перерабатывающего производства – выпускают питьевое молоко, творог, сливочное масло в фирменной упаковке.
– Мощность производства у нас – двадцать тонн в день, перерабатываем пятнадцать, – рассказал Попов. – А суточный надой с тысячи голов стада – примерно 16–17 тонн.
Закупочная цена – точка, связывающая интересы поставщика и переработчика, – регулярно меняет значение в поиске взаимной выгоды. Но проблема регионального АПК в том, что конкуренция между тульскими производителями молока с годами становится все меньше. Это признают и сами животноводы, и переработчики.
– Тульского молока нам недостаточно, – констатирует и генеральный директор Тульского молочного комбината Сергей Митусов. – Сейчас нам требуется 180 тонн сырья в сутки, летом потребность увеличивается и доходит до 250–300 тонн. Местные предприятия обеспечивают примерно четверть этого объема.
Причина банальна – сокращение молочного стада в регионе. Чаще всего аграрии, отправляя буренок под нож, сетуют на скудные государственные субсидии и низкие закупочные цены. По данным областного министерства сельского хозяйства, в январе – сентябре по сравнению с аналогичным периодом 2012 года у нас коров молочного направления стало на 2,5 тысячи меньше, на 12,2 процента сократился валовой надой. Прибавку демонстрируют только фермерские хозяйства – здесь завели еще четыре сотни буренок и молока стали получать почти на треть больше, но КФХ составляют слишком малый сегмент в областном животноводстве и не могут работать в промышленных масштабах.
– Для того чтобы загрузить производство, приходится закупать молоко в других регионах – Калужской, Владимирской, Ярославской, Липецкой, Белгородской областях, – отмечает Митусов. – Хотя, конечно, мы заинтересованы в том, чтобы перерабатывать как можно больше тульского молока. Сегодня покупаем сырье по 19–20 рублей за литр, но, регулируя этот показатель, мы не можем управлять стоимостью готовой продукции на прилавках. В ближайшие полгода наверняка стоит ожидать роста цен на нее на 10–12 процентов, а на сырье – около 30 процентов.
Как же тульским животноводам выбираться из этого непростого положения? Очевидно, что без поддержки со стороны государства не обойтись. По словам министра сельского хозяйства Тульской области Сергея Красного, субсидии в 2014 году будут увеличены.
– Сегодня мы на литр молока платим в среднем рубль из областного бюджета. Федеральная субсидия зависит от сортности: на литр молока высшего сорта выделяется рубль шестьдесят, первого сорта – 37 копеек, – рассказал он. – На данный момент не распределены и находятся у нас на счете 58 миллионов рублей. Мы ждем изменений в приказ Минсельхоза России – и тогда в сумме поддержка двух бюджетов в зависимости от надоев на литр молока составит от 3 до 3,85 рубля.
Василий БЕСКОВ
Геннадий ПОЛЯКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий