NULL

Персона

11:59, 22 марта 2023

Фолк с ароматом «Полыни»

Фолк с ароматом «Полыни»

Он работал диспетчером в автотранспортной компании, барменом, оператором кол-центра, снимался в шоу «Битва экстрасенсов». А потом познакомился с тульской девушкой Василисой Тарасенко и решил, что пора заканчивать самодеятельность, – надо делать то, что нравится.

А нравились народные песни…

Сегодня 28-летний Александр Власенков, считающий себя человеком мира, потому что в нем течет русская, татарская, греческая и еврейская кровь, – руководитель обожаемого многими этноколлектива «Полынь-фолк», преподаватель Щекинской детской музыкальной школы, специалист по работе с молодежью ММЦ «Родина», артист ансамбля «Усладушка» Тульской областной филармонии.

– С каким багажом вы приехали в Тулу?

– Высшее музыкальное образование я получал в Москве, учился на отделении сольно-хорового народного пения в академии имени Гнесиных, а потом перевелся на заочную форму в институт культуры: именно тогда и пришлось потрудиться в самых разных сферах, ведь надо было платить за жилье, а мои родители – простые люди, они живут в Павловском Посаде…

– Любовь к музыке – это от них?

– Нисколько! Моя мама работала в торговле, а было время – ходила по электричкам, предлагала всякий товар. Отец семью почти не содержал, потому что любил приложиться к рюмке. Поэтому с раннего детства воспитанием занимались бабушка и дедушка, а в пять лет привели в детский сад. Там я впервые увидел фортепиано и простоял целый час рядом с музработником, которая играла на этом инструменте. Я попросил научить меня... Однажды на занятиях на клавиши упала книга, и я сказал, какие «ноты» были задеты. Воспитательница очень удивилась, а вечером сказала моей бабушке, что у внука абсолютный слух. Бабуля взяла меня за руку и отвела в музыкальную школу, а я собственно и не сопротивлялся. Отучился, получил красный диплом и поступил в музколледж на отделение фортепиано. А потом через три недели, услышав, как в соседней аудитории девчонки поют народные песни, пошел и спел вместе с ними «Выйду ночью в поле с конем». Преподаватель одобрил мой экспромт, сказал, что я держу партию, и уже на другой день я пришел в группу к девчатам.

IMG_0923.JPG

– А кто пришел к вам в Туле?

– Моим тылом и надежной гаванью стал ансамбля «Услада», которым руководит Марина Олеговна Федосеева. Имея под ногами твердую почву, я вместе с Василисой Тарасенко приступил к самому важному – созданию своего фольклорного коллектива. Мы кинули клич по своим знакомым, набрали пять человек и поняли, что к нам пришли совершенно непоющие люди. И буквально – пошли плакать, потому что мечта рассыпалась в прах. Слава богу, после этого на нас снизошло понимание, что надо продолжать – и искать заново. В итоге по крупицам создали «Полынь», в которой каждый участник – самородок. Сегодня в коллективе семь человек – трое парней и четыре девушки. Со временем чем больше мы трудились, тем больше хороших людей попадалось на нашем пути. Примерно в это же время тульский исполнитель Стас Море предложил нам записать с ним финал песни «Тула – родина моя малая». Так мы вышли на очень крутую студию звукозаписи, выложили свои выступления в интернет, обрели известность, оказались на НТВ на передаче «Страна талантов», получили приятный комплимент от Надежды Бабкиной и телеведущего Федерико Арнальди, спели для гостей фестиваля «Тула – молодежная столица России». Нас начали приглашать на концерты…

полынь2.jpg

– То есть вы хотите сказать, что люди потянулись к народным песням?

– Так и есть! И мне приятно, что этот поворот делает наше поколение. Дело в том, что долгие годы многие брезговали народным искусством. Балалайки, хороводы вызывали смех. Кому интересно это «старье»? Судите сами: в Советском Союзе центром притяжения становились города, в стране создавался сверхчеловек, слова «деревня» и «колхоз» стали символами убожества, а подлинный фольклор оказался порицаем, воспринимался с усмешкой. Сегодня большинство из нас знает только те песни, которые были в репертуаре «народных» ансамблей. Но мало кто в курсе, что песни эти безбожно обработаны! Возьмем, к примеру, «Во поле береза стояла». Для многих это – хороводная песенка с концовкой про пруточки и гудочки, а ведь в изначальном варианте лирическая героиня – молодая женщина сделала гудок, чтобы разбудить своего старого ненавистного мужа и умыть его помоями! Согласитесь: сегодня многие шлягеры совершенно не имеют смысловой нагрузки, а раньше оригинальный подтекст имела каждая народная песня! Одними встречали праздники, другие пели на свадьбах, третьи помогали в монотонной работе, с четвертыми пускались в пляс… Вот мы и решили вернуть их людям! Откинули советский пласт, добавили аутентичную обработку, и сразу появилась благодарная публика. 

полынь 00.JPG

А то самое старье «заходит» каждому потому, что осталось на генетическом уровне. Кстати, любую нашу песню мы можем петь в концертном зале – в сценическом образе, в народном костюме и прямо посреди города – в джинсах и рубашках. И она все равно «отзывается».

– Кто ваши основные слушатели?

– Аудитория от 28 до 40 лет. Мы поняли это, проанализировав статистику из заходов на наши страницы в социальных сетях. Кстати, соотношение мужчин и женщин – 60/40. Думаю, это потому, что у нас в коллективе красивые девчата! Поток молодежи не так велик: тут налицо и активный поиск, и зависимость от поп-культуры. Я и сам смотрю «попсу» – но уже глазами продюсера: как там продвигают артиста, как «мутят» различные скандалы…

– Александр, а вы мутите скандалы?

– Мы всегда что-нибудь мутим! К примеру, можем перепеть чью-то песню и выставить в соцсети и передать привет исполнителю. А в итоге чужая аудитория, увидев уровень нашей работы, становится нашим слушателем!

EokmWisK8yQ.jpg

– Из чего слагается ваш репертуар?

– Фольклор всегда – отражение жизни. Мало того что испокон веков каждый исполнитель пел песню на свой лад, так еще и свое слово вносила историческая эпоха. То есть, имея единый ствол, любая песня начинала ветвиться, обретать объемную крону! Поэтому и мы позволяем себе внести туда что-то свое, будь то наигрыш или припев. А в кругах фольклористов это порицается, они видят народную песню как застывшую структуру, считают, что песни должны лежать в фонотеках, выдаваться оттуда только за деньги, ведь это интеллектуальная собственность человека, который собрал материал в специальной экспедиции. Тут мы диаметрально расходимся. И ищем песни сами: либо в социальных сетях, либо берем из моих запасов, которые хранятся еще с вуза – вместе с Московским народных хором я ездил в Волгоградскую область, самостоятельно – в Белгородскую, Воронежскую… Или сами выезжаем в экспедиции, к примеру, богатейший «арсенал» мы привезли с Брянщины.

– То есть вам интересен юго-запад?

– Южные народные песни имеют свой удивительный ритм, совпадающий с ритмом сердца, заставляющий пуститься в пляс. А с запада везем обряды-заклички. Вообще по смысловому наполнению песни разных губерний одинаковы, а вот исполнение совершенно разное! Помните, как говорил об этом герой фильма «В бой идут одни старики»? «Песня, как география! Сибирь – край суровый, могучий, и песни такие же… Грузия – горы, и ритм — кавказский. А вот Таврия – ровная степь. И песни такие же бесконечные…» А ведь это сказывается и на постановке голоса! На западе поют «на лес», «орасто», поэтому звук объемный затылочный, на Белгородчине – степи: прямонаправленный звук, а север всегда поет в избе, там холодно, там экономят энергию, север почти не открывает рот и при этом говорит быстро…

– А другую территорию хотите освоить?

– В ближайшее время мы планируем податься в восточную сторону – на международный конкурс «Мир Сибири». И хочется не просто выступить на сцене, а отыскать проводников, которые отведут в деревни за песнями.

– Вы поете только русское?

– У нас есть блок «Забугорье», где мы собрали фольклор Ирландии, Меланезии, Африки, Болгарии... Чтобы спеть их песни, мы смотрим перевод, но не углубляемся в язык, а консультируемся с носителями, к примеру, с иностранцами из ТулГУ, правильно ли произносим звуки.

– И каким видите свое будущее?

– И будущее, и происходящее – это последствия того, что мы делаем. Поэтому планирую выступить в Сибири, выпустить полноценный альбом, сложив туда лучшие песни, сделать несколько интересных программ, чтобы приходить в разные коллективы, и найти еще одну работу, потому что надо развиваться дальше: учиться, ездить, записывать, продвигать.

Hxe6fulB5ww.jpg


текст: Людмила ИВАНОВА
фото: Елена КУЗНЕЦОВА, 

фото из личного архива Александра Власенкова


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему