Общество

12:12, 14 марта 2019

1989 Съезд, кооперативы, Антарктида

Андрей ЖИЗЛОВ
Сергей МИТРОФАНОВ

Съезд в режиме онлайн
Верховный совет СССР с 1989 года – больше не главный орган государственной власти. Его сменил Съезд народных депутатов. Главным новшеством стало то, что выборы впервые проходили на альтернативной основе. В состав съезда вошли 2250 человек. 750 делегатов выбирали общесоюзные общественные организации – начиная с КПСС, ВЛКСМ, продолжая женскими советами, Академией наук и заканчивая Всесоюзным обществом филателистов. Еще 1500 депутатов выбирали 26 марта на всеобщем голосовании по национально-территориальным и территориальным округам. В результате выборов КПСС получила большинство – 1957 мандатов, однако попали в состав съезда и люди других политических позиций – Андрей Сахаров, Анатолий Собчак, Гавриил Попов, Алексей Казанник. Среди туляков, которые вошли в состав съезда, – директор одоевской школы Евдокия Бобылева и председатель новомосковского совхоза имени Ленина Василий Стародубцев.
Запоминающимися стали многочасовые трансляции съездов по телевидению. Бесконечные дискуссии, с одной стороны, обнажали существующие противоречия в советском обществе, но, с другой, в условиях общего кризиса власти не приводили к полезным для народа и государства решениям.

Врач-полярница
8 февраля 1989 года до научно-исследовательской станции «Восток» в Антарктиде добралась 33-я советская антарктическая лыжная экспедиция, в составе которой была тулячка Людмила Косарева. Она входила в экспериментальный женский научно-спортивный отряд «Метелица», и его задачей было изучение того, как организм представительниц прекрасной половины человечества адаптируется к условиям Антарктиды. Выпускница 1-го Московского медицинского института, гинеколог женской консультации Зареченского района и тульской второй больницы Косарева была одним из пятерых врачей, входивших в состав экспедиции. В арсенале экспедиции была передвижная лаборатория, которая позволяла вести исследования прямо на месте.
Стартовали женщины со станции «Мирный» и за 57 дней преодолели на лыжах 1420 километров. Учитывая, что в этом районе мороз порой опускается до 70–80 градусов, с погодой участницам экспедиции повезло. «Температура по ночам, уже когда приближались к самой холодной точке Земли – станции «Восток», и то ниже пятидесяти градусов не опускалась. А днем каких-нибудь двадцать-тридцать. Все-таки лето, хоть и антарктическое», – рассказывала Косарева. Впрочем, экипировка – пуховые куртки и штаны, шерстяное и хлопчатобумажное белье – была рассчитана и на более суровые морозы.

В Туле – обвал,
в Щекине – дизентерия
Начало 1989-го многим жителям Тулы запомнилось резонансным чрезвычайным происшествием. Так, 4 января в инструментальном цехе завода «Штамп» рухнуло перекрытие площадью свыше 200 «квадратов». Этот цех возвели в 1964 году. «Было около часа дня, – вспоминал заместитель секретаря парткома предприятия Е. Бриль. – Раздался оглушительный треск, стал падать потолок. Погибла подсобная рабочая Н. Шишкина. Токарю В. Неверовичу зажало руку между станком и плитой, пришлось ее ампутировать. В тяжелом состоянии токарь Н. Зазыкин. Помещены в больницу еще двое: курьер А. Симоненков и фрезеровщица В. Доброхотова. Их состояние удовлетворительное».
А в Щекино тем временем пришла другая беда – дизентерия. Госпитализировать пришлось несколько десятков человек. Как выяснилось, горожане покупали в магазинах разливное молоко местного завода. Из-за этого в январе молокозавод закрыли для проведения санобработки и медобследования работников. На предприятие прикатила комиссия врачей областной больницы. «На ушах» стояла и городская санэпидстанция. Газета «Коммунар» возмущалась: дизентерии можно было бы избежать, если б молоко кипятили пять минут. Но именно сырым его пили работники одной из городских столовых. Не подумали о кипячении и в ряде детских учреждений. О вспышке болезни тут же предупредили население по радио и в печати. А в магазинах посчитали нелишним разместить напоминания о том, что купленное молоко необходимо кипятить. Предупрежден – значит, не окажешься на больничной койке.

Время кооперативов
Верные признаки перестройки в СССР – провозглашение политики гласности и узаконенное частное предпринимательство в форме кооперативов. В 1989-м в Туле, Ясногорске, Новомосковске, Щекине, а также в Чувашии и на Украине развернул бурную деятельность КООП «Сервис», в котором тогда числилось около тысячи человек. Зарабатывал он, надо отметить, сумасшедшие деньги. Так, в 1988-м его прибыль приближалась к полумиллиону рублей! Чем только этот кооператив ни занимался: в 1989 году, например, взялся за реализацию экологической программы по оздоровлению реки Тулицы (требовалось освоить не менее 600 тысяч рублей). Также кооператоры брались за ремонт жилья и социально-культурных объектов. Вкладывались и в автосервис – заявляли, что от небольших полукустарных мастерских пора уже переходить к массово-поточной организации ремонта и обслуживания машин.
Славу «Сервису» принесла и благотворительность. Тогдашние предприниматели расходовали часть выручки на подарки детдомам и больницам. «Деятельность кооператоров по своей сути должна быть гуманной, делать жизнь людей лучше, и мы стремимся к этому. Нам всем надо учиться состраданию, милосердию», – объяснял свои поступки в интервью областной газете «Коммунар» председатель структуры Михаил Богуславский.
Улавливаете? Пройдут годы, и то, о чем говорил Богуславский, в наши дни станут называть социальной ответственностью бизнеса. А еще этот кооператив вышел с интересной инициативой построить в Туле мемориал в честь партизан. Идея родилась после общения Михаила Богуславского с другом, который в юности воевал в отряде лесных мстителей, боровшихся против гитлеровцев. Предложение одобрили и бывшие тульские партизаны, и работники горисполкома. Памятник мог появиться, например, у Ивановских дач, в сквере Коммунаров или на площади Победы. Говорили также, что самое место ему – у кремля, возле Управления КГБ СССР по Тульской области. «Сервис» посчитал: надо объявить конкурс на лучший проект памятника. Первая премия за проект – в размере двух тысяч рублей. Кооператоры заявили, что на благую цель они готовы потратить от 60 до 200 тысяч рублей, а также известили об открытии в банке благотворительного счета. Открыть мемориал планировалось в 1991 году. Но что-то тогда не сложилось. Однако идею не забыли. И в итоге монумент сотрудникам органов госбезопасности, партизанам, бойцам разведывательно-диверсионных групп и истребительных батальонов, оборонявшим Тулу в 1941 году, хотя и с запозданием, но все-таки появился – его открыли 7 мая 2015-го.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий