Общество

12:07, 14 марта 2019

Экзамен принимает Арктика

Сергей МИТРОФАНОВ
Сергей КИРЕЕВ

«Торос» в мороз
– Выходит, именно оружейная столица сейчас играет основную роль в плане технического обеспечения дальнего похода, – улыбается заведующий кафедрой, доктор технических наук, профессор Игорь Агуреев. – А началось все с того, что путешественник Владимир Чуков обратился по линии Русского географического общества к председателю Тульского областного отделения РГО Олегу Золотареву, а тот уже позвонил мне. Мы обсудили возможные варианты сотрудничества полярника с ТулГУ. И решили поговорить непосредственно с Владимиром Семеновичем, прикидывая, например, какую технику туляки могли бы предложить для испытания участникам экспедиции. Встреча состоялась в Москве. Вдруг Чуков говорит: «А если я дам вам подготовить пару вездеходов? Возьметесь?» Я подумал: во-первых, обратился такой известный человек, и отказать ему – это навсегда потерять любой контакт. Во-вторых, у нас же есть все возможности: и помещение, и специалисты. И тогда Чуков рассказал, какие виды работ надо произвести – это почти капитальный ремонт. Сразу уточню: технику с нуля мы в Туле не делаем.
По словам собеседника, шестиколесные вездеходы «Торос» были изготовлены году в 2002-м. Колеса непростые – сверхнизкого давления. Технику очень грамотно спроектировал белорусский инженер, и по его оригинальным чертежам в Москве сделали порядка десятка таких вездеходов. Два прислали для ремонта в Тулу – они, кстати, уже побывали в Арктике в 2015 году. Механизмы частично импортные. Двигатель установлен немецкий – с легкового автомобиля. Рулевая рейка, шрусы тоже заграничные. Диски, правда, самодельные. При сборке использовались фрагменты разных автомобилей: и «Волги», и «Газели», и «Жигулей». Агуреева это нисколько не смущает: мол, даже на самодельную машину всегда ставят готовые узлы и агрегаты. Топливо – солярка. Бака должно хватать километров на 300. Именно для транспортировки топлива и нужны прицепы, куда погрузят пять бочек с соляркой и одну с бензином для сопровождающих вездеходы армейских снегоходов, а также восемь пластиковых канистр для хранения продуктов, инструментов, запчастей.

Белые остановки
– Узлы изношены. Карданные валы, привод, электрика, подвеска, двигатель, сам кузов требуют осмотра и подготовки к выезду, – продолжает Игорь Евгеньевич. – Производили сварочные работы. Сейчас занимаемся покраской. Конечно, не покрываем технику краской так про­фес­сио­наль­но, как это обычно делается на автомобильных заводах. В нашем случае это и не требуется. Берем простую кисточку, валик, эмаль. Машины мы частично разбираем, снимаем агрегаты, докупаем нужные запчасти. Приобрели, в частности, светодиодную оптику. Комплектующие брали в разных местах: в Красноярске, Новосибирске, Барнауле, Москве. Полностью поменяем облицовку – видите, вон стоит новый тент, установим и новый утеплитель. Сейчас вездеходы собираем снова. Допоздна тут задерживаемся.
Недели через три в Туле пройдут ходовые испытания доведенных до ума вездеходов. Никаких скоростных поворотов не будет, сразу предупреждает завкафедрой. И технику не повезут куда-то в овраги-буераки в отдаленные районы области. Она про­едет просто по университетской территории. За руль сядет в том числе и Игорь Агуреев.
– А потом вместе с Владимиром Чуковым в составе одного экипажа отправимся в экспедицию, – говорит профессор. – Моя командировка в Арктику, где я еще ни разу не был, продлится месяц. Морально готовлюсь к этому. Кроме того, поедут с нашей кафедры два механика. Наша задача – поддерживать вездеходы в рабочем состоянии. Если что-то сломается – вылезаем и чиним. Потому-то своими руками все детали сейчас и перебираем тщательно, чтобы минимизировать риски поломки в пути. Большую помощь оказывают студенты: разбирают узлы, зачищают, красят... Тепло будет поддерживаться за счет внутренней энергии путешественников. Ну и естественно, куда без утеплителя? Печка работает на лобовое стекло. А внутрянка обогревается за счет мотора, который находится практически посередине кузова. Кроме того, получим соответствующую экипировку: комбинезоны, обувь, утепленные куртки. На остановках будем ложиться отдыхать в спальных мешках, а вездеход остывает медленно. Пройдет часа четыре – все, запускаемся, едем дальше. Но это не значит, что эти четыре часа спим, а все остальное время едем. Отдых будет чаще. Двигаться в сутки можем часов десять, с перерывами. Остановка – раз в два часа. Это в обычных условиях такая остановка называется зеленой, а в Арктике она – белая.

Плюс собаки и лыжники
Сзади в вездеходе могут ехать либо уставшие лыжники, либо животные. Ведь в составе экспедиции – две собачьи упряжки, а также два-три снегохода Вооруженных сил. Всего направятся около 20 человек и 15 собак. Из опытных тульских туристов сформирована лыжная группа участников.
29 марта из Кубинки путешественники полетят на самолете Ил-76 в сторону Тикси (Якутия). И потом их ждет дельта Лены, побережье моря Лаптевых, село Усть-Оленек – и обратно. Экспедиция призвана помочь решению важнейших задач, стоящих перед Русским географическим обществом, популяризировать великие географические открытия, совершенные нашими предшественниками, воспитывать чувство гордости за их неоценимый вклад в изучение просторов России и вовлечь молодежь в диковинный мир географии и путешествий. Преодолеть тулякам придется порядка 1500 километров.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий