Общество

10:30, 02 апреля 2019

Меньше, да лучше

Ирина Мельханова

Не искать нарушения, не выполнять «планы по штрафам», а добиваться желаемого общественного результата – основная идея реформирования контрольно-надзорной деятельности в стране и регионе.

На уровне Министерства экономического развития России озвучены результаты внедрения целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах РФ» за 2018 год по итогам экспертной оценки.
Результат Тульской области – 100 процентов.
– Целевая модель «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 января 2017 года, – прокомментировали в министерстве экономического развития Тульской области, выступающем в роли координатора проекта. – Эта целевая модель предусматривает реализацию субъектами РФ девяти показателей совершенствования контрольно-надзорной деятельности: в области норма­тив­но-пра­во­вого регулирования, информационной открытости, внедрения риск-ориентированного подхода при планировании проверок, совершенствования оценки результативности и эффективности ре­гио­наль­ных органов контроля, информатизации контрольно-надзорной деятельности и оценки влияния федеральных органов исполнительной власти на инвестиционный климат.
25 февраля 2019 года состоялось заседание рабочей группы при Министерстве экономического развития России по мониторингу внедрения этой целевой модели в субъектах Российской Федерации. Итоговый процент ее внедрения в среднем по стране составил 85,4 процента.
Наиболее низкие показатели продемонстрировал Северо-Кавказский федеральный округ (в Республике Дагестан показатель внедрения составил 43,1 процента, в Республике Ингушетия – 37,4 процента). При этом стопроцентное внедрение целевой модели подтверждено экспертной оценкой в 14 субъектах РФ из 85.
Регионы, имеющие максимальный показатель реализации, территориально относятся к пяти федеральным округам. ЦФО в группе лидеров представляют Калужская, Тамбовская и Тульская области.
В 2017 году наш регион также был отмечен в числе лидеров.

Что изменилось?
Два года активного усовершенствования организации конт­роль­но-надзорной деятельности в Тульской области дали видимые результаты.
– В общей сложности в 2018 году ре­гио­наль­ными контрольно-надзорными органами было проведено 2215 проверок, – рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Головин. – В 2017 году прошла 3921 проверка, то есть за год их число снизилось на 43,5 процента. В том числе количество внеплановых проверок уменьшилось почти вдвое: 1574 в 2018 году против 2942 годом ранее.
– С практической точки зрения реализация целевой модели «Осуществление контрольной и надзорной деятельности в Тульской области» в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности позволяет сместить акцент в работе контролирующих и надзорных органов Тульской области на максимально объективный выбор объектов для проверки, профилактику нарушений, предотвращение ущерба и оказание помощи бизнесу, – прокомментировал заместитель председателя ре­гио­наль­ного правительства – министр экономического развития Тульской области Григорий Лаврухин. – Результаты реализации целевой модели показывают, что реформа ре­гио­наль­ного контроля позволяет на новом качественном уровне защитить интересы бизнеса и государства при одновременном росте уровня безопасности для граждан.
Если в 2017 году среднее количество проверок на одно юридическое лицо в Тульской области составляло 4,08 единицы, то по итогам 2018-го оно снизилось до 2,77. Показатель весьма позитивный. Впрочем, оставляющий еще резерв для совершенствования.

Что еще изменится?
О необходимости продолжения реформы контрольно-надзорной деятельности в России на федеральном уровне заговорили уже в преддверии Российского инвестиционного форума, прошедшего в феврале 2019 года в Сочи. Речь ведется о том, чтобы законодательно закрепить такие формы работы контрольно-надзорных органов, как, например, инспекционный визит, контрольная закупка. Рассматриваются перспективы введения специальных «профилактических» режимов, предполагающих открытость бизнеса за счет возможности проведения дистанционного контроля.
Проверка как главный механизм при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, согласно планам Минэкономразвития РФ, озвученным в ходе Сочинского форума заместителем главы министерства Саввой Шиповым, уступит место более оперативным мероприятиям, минимизирующим взаимодействие с бизнесом. Это позволит, с одной стороны, эффективно решать задачи, а с другой – не вмешиваться в деятельность проверяемого и снизить тем самым административные издержки бизнеса.
Еще одним ожидаемым механизмом является так называемая «регуляторная гильотина», внедрение которой было анонсировано премьер-министром России Дмитрием Медведевым на Гайдаровском форуме – 2019. Суть реформы сводится к отмене морально устаревших норм регулирования до конца 2020 года. При этом будут введены новые требования для контрольно-надзорных органов, приводящие работу различных структур в единую систему.
Правительство РФ планирует продлить целевую модель «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации» до 2021 года.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий