Общество

10:02, 18 апреля 2020

Перекупщики и картофель со свининой

«Сейчас так часто звонят с незнакомых номеров разные ушлые люди со всевозможными «уникальными» предложениями, что я, услышав ваш звонок, поначалу не хотел общаться, а потом вдруг подумал: «Мало ли, а вдруг что-то важное?» и ответил, – улыбается, встречая нашу репортерскую группу, арсеньевский фермер Маирбек Рамонов. – Так что же вас интересует?»

 

Соперники или партнеры?

Начали мы разговор, конечно же, с актуальной темы – с посевной. Едем в поселок Иста. С одной стороны дороги тянется дым от горящей травы, подожженной чьими-то шаловливыми ручонками, с другой – поднимается пыль с полей, на которых после зимнего застоя уже вовсю «резвится» сельхозтехника нашего собеседника. _MG_4402.JPGВедь приоритетное направление этого крестьянско-фермерского хозяйства – растениеводство. Занимается Рамонов и животноводством, но все-таки основная прибыль идет именно от того, что произрастает на полях. Это пшеница – в уборочную здесь получают от 30 до 60 центнеров с гектара, а также овес, ячмень, гречиха. В этом году арсеньевцы планируют посеять гектаров сто яровой пшеницы, чем, кстати, прежде не занимались. Она сегодня востребована на рынке, и цену за нее предлагают приемлемую. Высокая урожайность зерновых – в среднем 40-50 центнеров с гектара – зависит от удобрений, сортообновления семян, специфики обработки почвы.

– А затраты, надо сказать, очень большие. Например, электроэнергия – недешевая, – говорит руководитель КФХ_MG_4387.JPG. – Вообще диспаритет цен в нашей отрасли ощутимый, то же дизтопливо нам предлагают по сорок рублей и выше за литр. Спасает только то, что если мы берем его оптом, нам немного цену скидывают. А сколько стоит пшеница? В период уборочной мы продавали ее по восемь рублей за килограмм, а ближе к весне – от десяти и выше. Ячмень и овес не так пользуются спросом, но все равно и их тоже покупают. Цена на ячмень доходит до девяти рублей, овес стоит семь-восемь. И удобрения – не самый дешевый товар. Один килограмм с доставкой обходится где-то в четырнадцать с половиной рублей. Радует, что с реализацией продукции нет проблем вообще. В основном урожай приобретают перекупщики. Некоторые аграрии считают их если уж не врагами, то соперниками на рынке – но только не мы. Просто мое хозяйство небольшое, и я не могу выйти на крупные продовольственные рынки, где покупают зерно огромными партиями. Я просто столько не произвожу. Поэтому перекупщики, на мой взгляд, выручают фермеров, но, конечно же, хотелось бы, чтобы платили они нам больше – нам тоже хочется заработать.

Все по десять

Маирбек Владимирович – родом с Кавказа. По образованию ветврач. В Тульскую область попал по распределению из Северной Осетии после окончания сельхозинститута в 1988 году. Трудился десять лет главным ветврачом, столько же – руководителем хозяйства и еще десять – фермером. Все по десять, как он шутит. И видно, что человек – на своем месте.

– Я выучился на сельхозника и мне это нравится, поэтому землю не бросаю, хотя ею заниматься непросто. Считаю, что надо кормить людей. И у меня получается, – признается Рамонов и добавляет. – Когда-то давно пессимисты считали, что сельское хозяйство – это бездонная яма: сколько в него ни вкладывай – прибыли не жди. Да и зачем, мол, производить собственную курятину или говядину, если можно купить импортную? Но сегодня отношение к АПК изменилось. Всерьез заговорили о продовольственной безопасности – ведь заграничные производители могут отказаться от поставок в Россию, и в какой мы тогда окажемся ситуации, если своего ничего не будет? Осваиваем заросшие лесами земли. Что говорить, если страна научилась кормить себя и не зависит от поставок сельхозпродукции из-за рубежа. Импортозамещение – случившийся факт. Отечественный товар не хуже. Россия уже доказала, что на экспорте продовольствия способна заработать больше, чем на продаже оружия.

Время сеять

А ведь было время, когда в округе хозяйства банкротились одно за другим. Маирбек Рамонов в ту пору стал выкупать паи, технику. Местная администрация шла навстречу сельхозпроизводителю. В частности, помогла с передачей невостребованных земель – аграрий их охотно возделывает, а государство возмещает половину расходов. И всем выгодно. В прошлом году таким образом КФХ дополнительно получило 200 гектаров. Правда, с тех полей пришлось поначалу разросшийся лес удалять. Сейчас земли у Рамонова – 1200 гектаров. Говорит, пока этого вполне достаточно. Арсеньевцы стараются больше сеять озимых – они дают больший урожай, чем яровые.

– У меня 700 гектаров озимой пшеницы – подкормили ее, пробороновали. Весенний сев у нас пройдет на 400 гектарах. Закрыли влагу, трактора уже начали культивировать почву под посевы, – докладывает собеседник о текущей обстановке в окрестностях Исты. – Сеять начнем где-то числа пятнадцатого, не раньше – хотя в прошлые годы стартовали после двадцатого. Ориентируемся на погоду. Влаги очень мало, будем сеять, как говорится, на свой страх и риск. Рапсом мы не занимались, но на следующий год планирую. Цену за него дают очень хорошую. Культура, правда, деликатная – надо знать нюансы при ее выращивании, уборке и хранении. И кукурузой можно тоже заняться. Знаю, что одоевские аграрии решили выращивать кукурузу. Посмотрю на опыт коллег и тогда тоже возьмусь. Хочу взяться и за горох – в основном на корм скоту, отдам под него гектаров десять-пятнадацать. Как у нас с кадрами? Есть рабочие на постоянке, а весной и осенью нанимаем по трудовому соглашению местных жителей. Искать людей становится сложнее, потому что уже нет столько, как раньше, ПТУ, где бы учили на механизаторов и доярок. Вот и получается, что старые кадры – в основном уже старые. Значит, надо делать ставку уже здесь и сейчас на тех, кто скоро покинет школьные стены. Поэтому поначалу привозим школьников в хозяйство, показываем им технику или как проходит уборочная. _19A5733 (1).JPG

Стараемся привлекать молодежь для работы на току. И есть ребята, которые сказали: «Отучимся в Одоеве на трактористов и устроимся к вам». То есть перспектива все-таки есть. Получается, к труду с малых лет приучаем, работу даем, а значит, от улицы ребят отрываем.

Самоснабжение по-арсеньевски

Когда-то тут выращивали и картофель. Даже брали кредит (5,5 миллиона рублей) на покупку немецкой картофелеуборочной техники. Но потом оказалось, что себестоимость второго хлеба высокая, а закупочная цена низкая – 5-6 рублей за кило. В итоге про картошку пришлось забыть, а техника простаивает на складе. Но если ситуация изменится и цена вырастет, «немец» вновь выйдет в поле.

А в деревне Боброво Маирбек Рамонов держит коров, свиней, овец. _MG_4489.JPG

Арсеньевцы шутят: «Развиваем животноводство для поддержки собственных штанов». Конечно, хрюшек нынче разводить боязно, а с другой стороны, кто не рискует... _MG_4456.JPGЧасть свинины сдают перекупщикам, а часть попадает на стол… самих аграриев – в период основных сельскохозяйственных работ. Раньше про такое говорили – самоснабжение. Есть столовая, которой «командует» местный повар. Селян, занятых в КФХ, обеспечивают в поле обедами и ужинами. Причем рабочие за еду не платят – все расходы на себя берет само хозяйство.

Каковы особенности животноводства в Боброво – об этом подробнее расскажем в одном из ближайших номеров.

Сергей МИТРОФАНОВ

Сергей КИРЕЕВ


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий