Общество

10:39, 09 мая 2019

Письма туляков с фронта: часть первая

Приводим письма туляков, присланные родным с фронта. Благодарим  за предоставленные материалы Тульский военно-исторический музей.

1941 год. – Письмо младшего лейтенанта Михаила Придонова своей маме И. Ф. Зейц

Дорогая мамочка!

Итак, война началась! Финская война перед этой будет игрушкой! Ты должна это понять и быть готовой ко всему, должна сохранять спокойствие. Об этом я уже не раз писал тебе и думаю, уверен, что ты будешь спокойной. Пока мы остаёмся в Одессе, но не буду скрывать, очень скоро поедем уже лейтенантами. По возможности при выезде извещу тебя. Но предупреждаю, если не будет долго писем, не волнуйся, ведь не всегда можно будет писать.

Мы были в парке, гуляли, когда всех по тревоге вызвали в часть и узнали, что началась война. В 5 часов вечера была воздушная тревога, длилась целый час. А сегодня утром вторая тревога, длившаяся 1ч. 40 м…

Все вооружены, ожидаем десант. Хорошо хоть успел погулять и посмотреть Одессу. Был 21.06 в комендантском надзоре. Выкупался в море. Выпил немного вина и даже был в самоволке.

Приобрети в запас продовольствие и работай в тылу, укрепляй его, потому что без тыла нет прочного фронта. Самое главное – спокойствие. Пока всё, будь спокойна. Привет всем, целую крепко-крепко.

Твой Миша. 23/6 41 г. г. Одесса.

Письмо Эдуарда Гольдина своей матери в эвакуацию в Ташкент

«Живем мы особенно сейчас весьма недурно. После «отдыха» мы снова на передовой, где устроились с невероятным комфортом. Во-первых, у нас в землянке – окно!!! Да, да! Настоящее окно из стекла. Секрет не велик, мы сняли ветровое стекло с подбитой немецкой машины, а прорыть дырку и приладить рамку дело второстепенное. И теперь днем мы не глотаем копоть от самодельной лампы, питающейся подчас черт знает, чем. Под окном стол! Ну это пустяковое дело – сделать стол, лишь бы было место. А т. к. место есть, то можешь судить, что квартира у меня большая. Но это еще не все. Описание садов Семирамиды еще только начинается. Вокруг стола – диваны!!! Самые настоящие! С пружинами! Мягкие! На изготовление их пошли в ход сидения из того же авто. Короче говоря – роскошная жизнь! А сегодня смастерили и чернила. Эти самые, которыми и пишут».

Эдуард Гольдин

Смоленская обл., 23.03.1942

Письмо Николая Круглова Кузнецовой Клаве

05.12.42

Привет с фронта!

Здравствуй незнакомая девушка!

Шлю тебе свой пламенный боевой гвардейский привет и тысячу самых наилучших пожеланий в твоей молодой жизни. Тебе незнакомая девушка, труженица нашего героического тыла решил написать я эту коротенькую записочку.

Когда мы уезжали из Тулы, мы случайно остановились на улице Галкина и как раз против вашего дома, помните домино? Которое вы подарили лейтенанту? Вот это домино есть та причина, ради которой я и решился вам написать эту коротенькую записочку.

Нина! Как приятно после жарких боев и тяжелых переживаний сесть за стол сыграть в домино, да еще вспомнить, что это подарок тульской девушки!

Итак, Ниночка! Еще раз большое, большое вам спасибо за домино.

Ну Ниночка, я, конечно, мог бы вам написать кое-что о жизни на фронте, но так, как вам совершено не интересно читать от совершенно незнакомого человека, то я, пожалуй, на этом и закончу.

Итак, девушки трудитесь честно в нашем тылу, а мы здесь на фронте у вас в долгу. Не остановимся, мы не жалеем своей крови и своих молодых жизней для того, чтобы, в дальнейшем сделать вашу жизнь счастливой, а пока до свидания.

Г.р. Если будет желание пишите ответ, я буду очень рад, вот мой адрес:

442, полевая почта. Часть № 64.

Круглову Николая Михайловичу.

Жму ваши ручки.

С гвардейским приветом!

Н. Круглов

фото: gazetateploe.ru


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий