Общество

12:02, 19 мая 2017

«Полет» с девятиметровой глубины

 Сергей МИТРОФАНОВ
 из архива Олега ЗОЛОТАРЕВА

Четверо аквалангистов из оружейной столицы – члены общественной организации «Экспедиция морских и подводных исследований» Евгений Бахарев, Андрей Бербенец, Александр Булычев и Константин Зайкин – при поддержке Тульского городского подводного клуба «Нептун», выделившего необходимое снаряжение для погружений, – приняли участие в экспедиции «Большой десант–2017».

Основные поисковые работы, посвященные 72-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, проводились с 29 апреля по 7 мая – как на земле, так и под водой в акватории Керченского пролива.
Организаторами уникальной экспедиции выступили региональная общественная организация «Батарея 29 БИС» совместно с клубом подводной деятельности «WRECK.RU» при поддержке «Черноморского центра подводных исследований» и других заинтересованных организаций. Руководство подводными работами возглавил известный российский исследователь затонувших судов, автор книг «Черноморские катастрофы» и «Атлас затонувших судов Черного и Азовского морей» Александр Елкин. Помимо наших земляков, к подвод­ным тайнам истории прикоснулись энтузиасты из Владимира, Сочи и других городов.
– Дайверы обследовали несколько затонувших судов и самолетов на дне Керченского пролива, погибших в ноябре–декабре 1943 года при высадке советского десанта в районе поселка Эльтиген, – сообщил руководитель Тульской региональной общественной организации «Экспедиция морских и подводных исследований» Олег Золотарев. – В частности, при участии тульских аквалангистов были обнаружены и подняты со дна элементы кабины и вооружение знаменитого штурмовика Ил-2. Успешно была решена и одна из основных задач подводной части экспедиции – подъем на поверхность недалеко от таманского берега советского истребителя «Киттихаук» Р-40 американского производства.
Предположительно этот одномоторный самолет не вернулся с боевого задания в ноябре 1943 года. Помощь в проведении операции по извлечению авиационной машины со дна в шести километрах от берега оказали строители Керченского моста. Истребитель был сильно заилен, поэтому-то так хорошо и сохранился. Работа по его «расшатыванию» и подъему с девятиметровой глубины шла в три смены! Вес фюзеляжа с крыльями и хвостовой частью превысил 3,5 тонны…
– Участники операции использовали плавучий кран мостостроителей, в итоге истребитель удалось поднять практически без повреждений, – продолжает Олег Александрович. – Сохранилось вооружение «Киттихаука» –  это шесть пулеметов «Браунинг» калибра 12,7 миллиметра с боекомплектом. Установить принадлежность воздушного судна, обстоятельства его гибели и судьбу летчика поможет двигатель с маркировкой. Аквалангисты выдвинули предположение, что самолет могли подбить германские зенитчики, после чего пилот посадил авиамашину на воду.
В годы войны США и Великобритания поставляли такие самолеты в СССР по ленд-лизу. Всего наша страна получила от союзников свыше 2420 бортов. Они летали на скорости до 580 километров в час, обстреливая врага не только из пулеметов, но и «потчуя» его бомбами. Стоимость такого самолета составляла свыше 60 тысяч долларов. Всего производитель построил порядка 14 тысяч «Киттихауков», которые в разное время бороздили небо СССР, Австралии, Бразилии, Новой Зеландии, Финляндии, Польши…
По словам Олега Золотарева, извлеченный из моря «Киттихаук» установят в крепости Керчь, а затем в экспозиции музейного комплекса «Батарея 29 БИС», рядом с рубкой подлодки «Щука».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий