Общество

19:56, 20 октября 2014

Учителя – гаранты будущего

  Сергей МИТРОФАНОВ

На форум Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны», проходивший в Пензе, прибыли около пятисот педагогов со всех уголков страны, в том числе и из Тульской области.

И «Беларусу»
рады будем

На первом этаже участников и гостей форума ждала выставка «Такая разная, такая одинаковая», посвященная истории школьной формы XIX и XX веков. Здесь были представлены уникальные фотографии и документы из фондов Центрального государственного архива Москвы. В том числе любопытная справка о результатах инспекторской проверки 24 магазинов и шести товарных отделов универмага «Детский мир», проведенной в 1983 году. Кто-то качал головой, читая о том, что «в секции висели десять единиц школьной формы для девочек с грязными воротничками». Другие улыбались тому, что «с одной из покупательниц младший продавец Кирьянова Т. И. получила доплату в сумме 13 копеек и положила себе в карман, Кирьяновой объявлен выговор с лишением премии на сто процентов».
Собравшиеся отмечали: школьная форма – это, по сути, отражение всей неоднозначной ситуации в образовании, где всегда хватало проблем. Потому и съехались учителя в Пензу не только обсудить те или иные трудности, возникающие на местах, но и выработать пути их решения.
Наш регион представлял директор Тульского сельскохозяйственного колледжа имени И. С. Ефанова Олег Глотов, который принял участие в работе круглого стола «Среднее профессиональное образование в общероссийской повестке развития».
– Многие обсуждаемые на форуме вопросы актуальны для нашего учебного заведения: это и финансирование, и качество подготовки выпускников, и состояние материально-технической базы, – рассказал нашему изданию Олег Анатольевич. – Мы хотим, чтобы ребята обучались на современных станках, комбайнах и тракторах.  А как быть, если техника устаревшая? Надеемся, что федеральный центр услышит нас и поможет деньгами. Не обязательно при этом, чтобы нам прислали дорогой «Джон Дир». Рады будем и современному «Беларусу». А мы, в свою очередь, обязуемся выпускать в АПК профессионалов.
По словам Глотова, всем известные сельскохозяйственные санкции  поспособствовали в этом году значительному притоку студентов в учебное заведение. Многие ребята захотели связать свою судьбу именно с АПК, сделав, например, ставку на механизацию, электрификацию и автоматизацию аграрного сектора экономики. Молодежь считает: за селом – будущее. Теперь выпускники уверены, что после получения «корочки» обязательно найдут работу – у колледжа подписаны договоры о трудоустройстве с ЗАО «Заря», Прилепским конезаводом, Тульским молочным комбинатом и другими предприятиями.

Я б в конструкторы пошел…
В рамках форума проводилась и выставка «Образование России – инновационный потенциал и перспективы развития». Свои достижения в числе прочих вузов и школ на ней продемонстрировал Самарский государственный аэрокосмический университет. Как заявили его представители, самолетами и космическими аппаратами сегодня в нашей стране хотят заниматься все больше ребят. Как шутят студенты, конструктор начал зарабатывать куда больше официанта. И спрос на выпускников-«авиаторов» очень большой. Многие специалисты находят высокооплачиваемую работу за рубежом.
Представили нашим землякам и опыт работы кадетской школы города Мурманска, которая, кстати, однажды участвовала в военно-спортивной игре «Победа» в Туле. В ней учатся 71 процент мальчиков и 29 процентов девочек. Большинство из них продолжают обучение по военным и гражданским специальностям в профильных учреждениях среднего и высшего профобразования. Среди выпускников – офицеры ВМФ, МЧС, десантники, химики, военные медики… Социальными партнерами школы выступают областной военкомат, ГУ МЧС по Мурманской области и даже экипаж военного корабля.
У соседнего стенда шла речь о проведении в Смоленской области Вахт Памяти с привлечением школьников. В прошлом году такая вахта проходила на территории Духовщинского района. В экспедиции участвовали 703 человека, прибывшие из Иркутска, Чувашии, Челябинска, Самары, Белгорода и других мест, а также из Белоруссии. Следопыты сумели найти и захоронить останки 280 бойцов. Удалось установить имена семерых красноармейцев.

Штучный товар
После осмотра выставки все разошлись по аудиториям, где много говорилось о сегодняшнем положении дел в школе. Большой интерес у участников форума вызвал мастер-класс по проведению уроков истории. Учитель Алексей Бунин считает, что «тянуть» надо каждого ученика, даже такого, который не проявляет к предмету никакого интереса.
– Мы просто не знаем, в какой момент у ребенка проснется этот самый интерес. А способствовать его пробуждению поможет Интернет, – убежден педагог. – Ученик может, например, найти там своих родственников. Как? Путем использования на занятиях выложенных в Сеть источников: это и сайт «ОБД-Мемориал» с фамилиями павших в Великую Отечественную, и ресурс «Подвиг народа» с данными на награжденных фронтовиков, и списки репрессированных. Сначала учащийся в Интернете что-то прочтет, а потом начнет близких расспрашивать, а там и уроки станут для него интереснее. Ну и про «внеурочку» нельзя забывать: походы, экскурсии в музеи… История должна быть предметом всеобщим, а не для избранных.
Ну а чтобы учитель был бодрым и активным, увлеченно знакомил ребят с новыми темами, его надо избавить от рутинной писанины, считают преподаватели. Система школьного образования перегружена бюрократическими документами, а потому на государственном уровне следует принять решения о сокращении бумажной работы.
– И еще уточните, пожалуйста, какие конкретно обязанности должны выполнять директора школ. Ибо руководитель учебного заведения должен всем: медикам, пожарным, социальным службам! – возмущались педагоги. – Директора не знают, какую они завтра освоят профессию, чтобы грамотно составить очередной отчет.
Заслуженный учитель РФ Юрий Латышев из Ульяновской области недоумевал:
– Как так получилось, что директор стал мальчиком для битья? Как выполнить то или иное предписание какой-либо службы, если у школы банально денег на это нет?! Бывают случаи, что после приемки школы ее руководитель попадает в больницу… А ведь директор – это штучный товар, который надо беречь.

Бонусы для мужчин
Штучным товаром, как выяснилось, являются сегодня и учителя-мужчины. Одна из участниц форума буквально кричала, что в современных школах ощущается их острейшая нехватка.
– Женского воспитания недостаточно! – уверена она. – Представители сильной половины человечества могли бы многому научить мальчиков. А без мужчин-педагогов они даже шуруп не умеют ввернуть… Если мужчина приходит работать в школу, то ему уже за один этот шаг нужно предоставлять бонусы…
Итоги форума подвел Президент России Владимир Путин, подчеркнув, что в сфере образования за последнее время удалось многого добиться: строятся спортивные площадки, ремонтируются школы, открываются современные компьютерные классы. В то же время он призвал учителей не замалчивать острые проблемы, с которыми они сталкиваются в регионах. Кроме того, глава государства пообещал в ближайшее время избавить педагогов от элементов бюрократической машины.
– Мы не сможем в современном образовании уйти от необходимой отчетности, но это не должно стать повальной бюрократией, – заявил Владимир Владимирович. – Мы обязаны освободить учителей от ненужных проволочек, а отчеты, которые отнимают часы работы у педагога, надо свести к минимуму.
Президент страны пообещал, что все озвученные в Пензе вопросы обязательно будут проанализированы, а затем выработанные предложения станут внедрять в практическую деятельность.
– Нет ничего более важного в нашей стране, чем будущее наших детей, потому что это и есть будущее государства. И вы, учителя, – гаранты того, что оно будет счастливым. Главное, чтобы школьники получали прочные знания и на их базе смогли добиться успеха, – подытожил Владимир Путин.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Охота на автохлам

17 октября, 09:00

На эту же тему