Учитель должен быть молодым в любом возрасте
- 13:32 02 октября 2024
Наталья ПАНЧЕНКО
Фото: Елена КУЗНЕЦОВА
Учитель должен быть молодым в любом возрасте. В этом уверена один из победителей заочного тура регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель года России — 2024» — учитель русского языка и литературы центра образования № 25 г. Тулы Екатерина Лялина. В канун профессионального праздника она стала гостьей «Тульских известий».
— Екатерина Юрьевна, о какой профессии вы мечтали в детстве?
— Не об учительской. Я играла в школу со своими друзьями, помогала делать уроки младшей сестре, но о том, чтобы стать учителем, не думала. Как человек эмоциональный, творческий, я хотела быть актрисой.
— Вы посещали драмкружок?
— Да, играла в различных школьных спектаклях и мечтала о поступлении в театральный вуз в Москве. Прошла два тура, а на третий не поехала. Посоветовалась с родителями и решила поступить в Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого. Педагогическое образование, да еще филологическое, — одно из самых востребованных.
— Но школьный учитель, особенно учитель литературы, — это тоже в каком-то смысле артист.
— Вы правы. Каждый день я выступаю у доски перед классом. Я и актриса, и ведущая, а в каких-то ситуациях — журналист. Профессия учителя очень многоплановая.
— Выбор факультета определила, конечно, любовь к чтению.
— Литература была моим любимым уроком. Я была завсегдатаем всех библиотек, постоянным участником олимпиад по литературе, поэтому вопрос о предмете, который буду преподавать, даже не возникал. Но несмотря на поступление в педуниверситет, я еще не была уверена в том, что буду учителем. Только на четвертом курсе, когда у нас была полноценная педагогическая практика, ко мне пришло осознание, что преподавание — это мое.
— Расскажите, как это произошло.
— Меня и еще нескольких моих однокурсниц направили проходить практику в одну из тульских гимназий. Сразу предупредили, что седьмой класс, в котором я буду вести уроки русского языка и литературы, — сложный, недисциплинированный, но работать с этими детьми интересно. Так случилось, что, к сожалению или к счастью, уже на первый урок — это был урок русского языка — ко мне пришел наш вузовский преподаватель. Обстановка — стрессовая максимально: и урок первый, и дети незнакомые, и место непривычное, и один педагог в кабинете уже присутствует — школьный учитель этих ребят Ирина Викторовна Варфоломеева. Но всем на удивление, и мое в первую очередь, дети вели себя идеально. Наверное, потому, что им было интересно — результат моей серьезной подготовки к уроку. По окончании занятия я чувствовала себя так, как будто учила детей всю жизнь. Ирина Викторовна подошла ко мне и сказала: вы готовый преподаватель, прирожденный. Мне было так приятно! И тогда я подумала: наверное, быть учителем — мое предназначение. Вся практика прошла на подъеме: я с удовольствием готовилась к урокам и не узнавала себя — настолько хорошо мне было в школе с детьми. Не могу не отметить отдельно, что очень сильно повлияло на меня и общение с Ириной Викторовной. Мне очень импонировало то, как она общается с детьми, как они ее слушают. Нравилось, что она умеет и шутить с ними, и быть строгой, когда этого требует ситуация.
— А школьного учителя по русскому языку и литературе помните?
— Конечно. Это Александра Николаевна Фокина, прекрасный педагог, строгий и справедливый, завуч школы. Преподавать она у нас начала, когда мы учились в десятом классе. Ребята из параллели сразу предупредили: пятерок не ждите. Для меня эта новость стала шоком: как — по моим любимым предметам я не получу пять? У меня долго по русском языку были четверки — Александра Николаевна постоянно находила в моих работах какие-то ошибки, недочеты. Но уже к концу первой четвери я завоевала у нее, если можно так сказать, авторитет и стала одной из лучших учениц. Строгость моего школьного учителя заставляла расти, становиться лучше. Я до сих пор помню эту науку и стремлюсь к чему-то большему — совершенствуюсь, развиваюсь.
— Вы объясняете своим ученикам, за что и почему поставили такую-то оценку?
— Обязательно. И всегда разрешаю исправить, если они этого хотят. Ребенка, конечно, можно забросать двойками — но что из этого получится? Дав возможность исправить оценку — только надо, чтобы это у детей не стало привычкой, — можно вызвать интерес к предмету. Чаще такое происходит в старших классах. Не знаю, насколько это правильно или нет, но я всегда даю такой шанс.
— Как вы решаете такой трудный сегодня вопрос, как нежелание детей читать?
— Да, это проблема. Но вы знаете, я читать их — прошу. Если ребенок не прочитал за лето ничего из предложенного списка произведений, но прочитал какие-то другие произведения, я радуюсь, что он хотя бы что-то прочел. Да, это не классика, но в любом случае книга развивает. Если говорить о старшеклассниках, то тут упор делаю на то, что предстоит сдача ОГЭ, ЕГЭ, написание итогового сочинения. Стараюсь разными способами заинтересовать ребят произведениями: немножечко, скажем, проспойлерить. И бывает, что уже на следующий урок они приходят, прочитав текст полностью. Рассказываю, что в 10–11-х классах читала сама, что меня зацепило. И, видя мою реакцию, мой интерес, они берутся за книгу. Уже несколько лет я советую своим десятиклассникам не пройти мимо романа «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского, романа, дающего ответы на многие вопросы и задающего много вопросов.
— Прислушиваются?
— Прислушиваются. Проводим литературные игры по произведениям, делаем постановки отрывков из произведений. Во время этой работы они получают столько положительных эмоций, у них создается такое хорошее настроение, что текст они хотят прочитать уже полностью — им интересно.
— А вы что-то от детей получаете?
— Огромный заряд бодрости и энергии. Мне сложно представить другую профессию, где был бы такой потрясающий энергообмен.
— Чего, на ваш взгляд, требует профессия от учителя больше всего?
— Она требует всегда быть в тонусе. Учитель должен быть молодым и красивым в любом возрасте. Активным, энергичным, идущим в ногу со временем. К таким учителям и дети тянутся. У таких учителей они и учатся — и предмету, и жизни, и отношению к ней. Не знаю, в какой еще профессии есть такие «требования».
— В 2023/24 учебном году у вас был просто блестящий выпуск…
— Это мой первый выпуск. Я взяла этих ребят в пятом классе. Видела, как они росли, развивались, и понимаю, как много мы сделали друг для друга. На экзаменах они получили прекрасные баллы. Русский язык несколько человек сдали на 80+, одна девочка набрала 97 баллов. Другая за ЕГЭ по литературе получила 94 балла. У меня в этом году вообще звездный выпуск. Из 24 человек десять — медалисты. Когда они были в десятом классе, я дала им установку: если будете хорошо учиться, сможете окончить школу с медалью. Они услышали.
— Что хотели бы пожелать коллегам-учителям накануне праздника?
— Здоровья, больше положительных эмоций, меньше стрессовых ситуаций (из них всегда есть выход), больше радостного общения с детьми. Больше энергии, позитива и ощущения молодости.