Елена Волкова: У нас очень интересно учиться
- 11:58 24 октября 2024
Фото: архив Елены ВОЛКОВОЙ
В этом году исполняется 10 лет кафедре биологии Тульского государственного университета. В гостях у «Тульских известий» — заведующая кафедрой, доктор биологических наук Елена Волкова.
Говорить мы будем о том, как кафедра создавалась, о направлениях подготовки, уже существовавших и введённых в этом году, о жизненном и научно-преподавательском пути нашей гостьи, который привел её к заведованию кафедрой в университете, занимающем 43-е место в рейтинге лучших вузов страны, по версии аналитиков hh.ru.
— Елена Михайловна, как создавалась ваша кафедра?
— Направление подготовки «Биология» появилось в университете в 2011 году и сначала осуществлялось на кафедре биотехнологии. Кафедра биологии как самостоятельное структурное подразделение была создана в 2014 году с одним профилем подготовки — «Биохимия», который почти сразу «перерос» в профиль «Биоэкология» — более широкий, охватывающий самые разные, не только биохимические, аспекты функционирования живых организмов. В 2024 году мы открыли второй профиль — «Фундаментальная и медицинская биология», который, сохранив направленность экологическую, ещё и биомедицинскую направленность, если можно так сказать, приобрёл: мы будем проводить научные исследования в области биомедицинских технологий.
— Вы, конечно, взаимодействуете с медицинским институтом.
— И не только с ним. Мы активно взаимодействуем с Пущинским научным центром биологических исследований РАН. Наши студенты проходят практику в лабораториях, связанных с изучением микроорганизмов, молекулярной биологии, биофизики, фармацевтики и других фундаментальных проблем. Мы взаимодействуем с Тульским наркологическим диспансером, где студенты обучаются методам анализа биологических жидкостей и получают результаты, которые становятся потом основой их научных исследований. И такие работы — это не замена биологического профиля медицинским, а расширение спектра исследований в области биологии. Мы по-прежнему сохраняем классические фундаментальные направления, изучая биологию и экологию видов растений и животных, их сообщества и экосистемы. Хотя многие из наших выпускников — это не только успешные учёные-биоэкологи, но и руководители отделов на фармацевтических производствах.
— У вас есть дисциплина «биоэтика». Насколько она важна в изучении биологии?
— Мы поняли, что нам необходима эта дисциплина достаточно давно и лет пять назад включили её в свой учебный план. Когда речь идёт о взаимодействии человека и живых организмов, постоянно возникает множество вопросов, главный из которых — насколько мы вправе проводить эксперименты над растениями и животными, а затем и над человеком. С одной стороны, мы говорим об охране окружающего мира, о вдумчивом отношении ко всему живому, о сохранении видового разнообразия, а с другой — о проведении экспериментов над живыми организмами. Но дело в том, что разработка медицинских препаратов без тестирования на животных — невозможна. Именно поэтому нельзя отрицать необходимость биологических экспериментов. При этом важно помнить о ценности любой жизни, ответственности за эту жизнь. Когда студенты во время прохождения практики собирают гербарий, мы обязательно напоминаем: собранные растения должны быть использованы в научном процессе — непосредственно для составления гербария — или в учебной работе. То есть — ничего лишнего из природы не должно быть взято.
— Ваше личное очень чуткое отношение к окружающему миру, наверное, и привело вас к участию в работе Русского географического, Русского ботанического обществ. Вы ещё входите в Международную группу по охране болот. Чем вас привлекли болота? Как вы с ними связаны?
— Мой «путь к болотам» был долгим и очень интересным. Впервые я побывала на болотах, когда стала аспиранткой кафедры геоботаники МГУ имени М. В. Ломоносова и занялась изучением форм сосны, растущих на болотах. Этому и была посвящена моя кандидатская диссертация. Вот так, благодаря сосне, я оказалась в этих уникальных экосистемах. Сначала изучала болота Московской области, потом Тверской, потом Карелии и Западной Сибири. Описать словами моё состояние во время этих экспедиций сложно: здесь особые запахи, особые виды растений, которые больше нигде не встретишь. Это был абсолютно другой, непривычный мир. Помню, в Карелии я ловила себя на ощущении волшебства болотных экосистем — здесь останавливается само время, красота болот — завораживает. Позже, уже став кандидатом наук, я организовала фотовыставку «Новый взгляд на болота». Мне хотелось показать, и я до сих пор хочу показывать людям, какой это особый, уникальный мир. Да, согласно социологическим опросам, отношение к болотам у нас негативное: в них сосредоточено что-то тёмное, мистическое. Но если посмотреть на них с другой стороны, можно увидеть, как они красивы. С помощью фотографий, которые прислали мои друзья и коллеги из разных уголков нашей страны, я и стремилась показать красоту растений, которые растут на болотах, красоту ландшафтов, характерных для этих экосистем, особенно для территорий с обширным распространением болот, — в Западной Сибири, Карелии, в Ленинградской области, Коми. Моё восхищение вызвало интерес к тому, как «устроены» болота, как они функционируют, и я решила заняться их изучением у нас, в Тульской области, где сведений о них было крайне мало. Сегодня в нашем регионе выявлено более 300 болот. Они небольшие по площади и занимают 0,1% территории. Специфика их формирования особая, поскольку наши болота часто образуются в понижениях карстового происхождения, но тем не менее они по многим признакам сходны с болотами Карелии, или Западной Сибири, или Московской и Тверской областей.
— Несомненно, у вас есть студенты, которых вы увлекли своей темой.
— Я всегда всех своих студентов вывожу на болота. У нас предусмотрен для этого день во время летней полевой практики. Мы посещаем несколько болот Тульской области, сравниваем их, даже бурим торфяные залежи и рассматриваем торф, изучаем, какая растительность формируется на болотах, оцениваем показатели болотной воды. Я думаю, что потрясение при первой встрече с этой неожиданной красотой испытывают почти все студенты. Но никого нельзя заставлять заниматься тем, чем нравится заниматься нам: у ребят всегда должен быть выбор. Продолжают исследование болот, конечно, не все студенты. Но тем не менее у нас образовалась достаточно большая научная группа, изучающая болотные системы Тульской области. С 2011 года, наверное, человек 20-25, включая магистрантов и аспирантов, поработали по темам, связанным с происхождением, развитием, функционированием болот. У меня даже есть выпускница, которая прошла путь исследования болот до защиты кандидатской диссертации и продолжает их изучать. Это кандидат биологических наук, сотрудник Тульского областного краеведческого музея и доцент нашей кафедры Дина Владимировна Зацаринная. Надеюсь, скоро появится ещё один кандидат наук в этой области исследования. Но, повторю, наша кафедра — разнонаправленная. Я сама занимаюсь изучением не только болот, но и лесов, степей, водных объектов, антропогенной растительности. Есть у нас и зоологическое направление, физиолого-биохимическое. Поэтому у студентов круг вопросов для научных исследований достаточно широкий, а значит — и широкий выбор тем для работы. Они вольны заниматься тем, что им интересно.
— Вы говорите об охране окружающего мира, в том числе болот. Болота тоже нуждаются в охране?
— Нуждаются. И от наших выпускников может в итоге зависеть их сохранение. Именно благодаря высокому уровню исследований болота в районе посёлка Озёрный включены в заповедную зону Национального парка «Тульские засеки». Кстати, несмотря на, казалось бы, всестороннюю изученность этой местности, мы всегда можем найти здесь что-то новое, что потребует доосмысления, дообследования, обсуждения на новом уровне. Любое научное исследование — это в определённом смысле «бездонная бочка»: меняются взгляды на объект, меняются сами объекты. Двадцать лет мы наблюдаем за болотами в Тульской области, составляем карты. Сейчас сравнили — оказалось, что такие стабильные, на первый взгляд, экосистемы тоже изменились: болота, как любой живой организм, развиваются. Возраст болот — очень разный, как и они сами. Например, в Белёвском районе нами обнаружено одно из самых старых водораздельных болот на Среднерусской возвышенности, ему почти 10 тысяч лет. А есть болота молодые, которым всего две-три тысячи лет, но по растительному покрову они очень похожи на древние экосистемы. Видите, какие это философские объекты.
— Для выполнения каких-то экономических задач, например, тех же строительных, часто решают, что мелкие — или не очень мелкие — болота можно засыпать. Такие выводы делаются всегда исходя из экономической целесообразности?
— Есть такое понятие, как оценка ресурсов. Нужно провести биологическую, экологическую экспертизу, которая позволит на чашу весов положить всё и выяснить, какие функции выполняет эта экосистема, и, если мы её уничтожим, как это отразится на других экосистемах. Если болото — место обитания краснокнижных видов растений или животных, то априори никто не имеет права нарушать сложившуюся экосистему. В нашем регионе болота, если говорить о них как об источнике торфа, не имеют экономической эффективности, а вот то, что они представляют собой уникальные ландшафты, где встречаются краснокнижные виды растений, имеет огромное природоохранное значение. Эколого-просветительское значение этих объектов вообще трудно оценить.
— Ваша докторская диссертация тоже была посвящена «болотной теме»?
— После защиты кандидатской диссертации в 2000 году я поняла, что в изучении болот для меня осталось много неизвестного и потому вместе со своими студентами продолжила активно заниматься этой темой. Сейчас уровень изученности этих экосистем у нас — один из самых высоких. По крайней мере в Европейской части России. Поскольку наш регион находится на севере Среднерусской возвышенности, то важно изучать и болота сопредельных территорий. Мы проводили исследования в Орловской, Курской, Липецкой, Белгородской областях, побывали в Калужской области и на окраинах Брянской. Такой подход позволил нам сравнить наши болота с болотами соседних регионов, выявить общие признаки, понять, чем обусловлены отличия. И созрела тема докторской диссертации, которую я защитила в 2018 году, — «Болота Среднерусской возвышенности».
— А теперь обратимся к самому началу. Как появился интерес к биологии, любовь к ней?
— Большую роль в появлении этого интереса сыграл школьный учитель. Я помню первый урок ботаники в пятом классе (я училась в Новомосковске, в 25-й школе). Помню его в деталях, поскольку на экскурсии по кабинету нам показали, какая это разнообразная и интересная наука — биология. Но самое сильное впечатление произвели на меня занятия с микроскопом. Это было потрясением — «увидеть невидимое»! В старших классах я увлеклась химией и поступила в Тульский государственный педагогический институт имени Л. Н. Толстого на химико-биологический факультет. Биологии не изменила, но поняла, как важна химия для биологов, как важно уметь разбираться в вопросах физиологии и биохимии растений, знать их молекулярно-генетические особенности.
— А в школе вы работали?
— Работала, и опять мне очень повезло. Я преподавала в бывшей 73-й школе (теперь это лицей № 2, который находится на улице Галкина), будучи студенткой 5-го курса. Учиться в вузе и работать — тогда это было не часто. Вела уроки в химико-биологических классах — восьмом и одиннадцатом. В одном преподавала зоологию, в другом — генетику.
— В школе работали и тогда, когда учились в аспирантуре?
— Нет, через год меня пригласили на кафедру ботаники в педагогический университет (он тогда ещё был институтом), и я согласилась. Начала работать ассистентом, затем старшим преподавателем кафедры ботаники, а после защиты диссертации — доцентом кафедры.
— Как оказались в Тульском государственном университете?
— По приглашению руководства пришла в университет в 2011 году, поскольку здесь открывалось биологическое направление, новое для вуза. Это было большой ответственностью — встать у истоков, но сложностей никто не испугался. К тому же руководство естественно-научного института, созданного в 1994 году, и всего университета было заинтересовано в развитии биологического направления и оказывало нам всяческую поддержку. Много помогал директор нашего института Валерий Анатольевич Алфёров. Большую помощь оказывал бывший заведующий кафедрой биотехнологии Евгений Назибович Музафаров, к сожалению, уже ушедший от нас. Возвращаясь к нашему юбилею, не могу не сказать: десятилетие кафедры — это очень важный рубеж; открытие в университете биологического, медицинского направлений — переломный момент: из «Политеха» мы превратились в классический университет с обширнейшим набором специальностей.
— Мы встречаемся с вами на кафедре биологии, здесь столько коробок. Что в них?
— У нас открылся новый профиль — «Фундаментальная и медицинская биология» — и мы готовимся к его реализации. В нашем учебном плане появились новые дисциплины. Надеемся, что со второго семестра откроем лабораторию биофизики. В коробках — закупленное для этой лаборатории оборудование, оно необходимо для преподавания биофизики на новом уровне. Пользуясь случаем, хотела бы пригласить всех будущих абитуриентов к нам на кафедру — приходите. У нас очень интересно учиться. Нам нужны студенты, нужна молодая смена. Приглашаем всех, кого интересует биология в разных аспектах. У нас уникальные, разноплановые преподаватели, которым самим всё ещё многое интересно, которые умеют увлечь за собой. У нас прекрасные студенты: они и научные работы выполняют, и гранты получают, и статьи пишут. Всем вы сможете задать любые свои вопросы. Приходите.